Основы маркетинга

Advertisement

В этой статье мы разберем основы маркетинга. Информация важная как для бизнесменов, так и обычных потребителей. Ведь она касается увеличения прибыли компаний путем успешных продаж и удовлетворения потребностей каждого человека.

Основы маркетинга

Продажи подразумевают не только торговлю какой-либо продукцией, но и других предложений на рынке: услуг, познаний, навыков, талантов. Следовательно, основы маркетинга – тема актуальная для всех.          

Что такое маркетинг

На сегодняшний момент существует около пятисот определений такого понятия как «маркетинг». При этом экономисты сходятся в одном: маркетинг является философией бизнеса и без него невозможна успешная деятельность предпринимателей.

В широком понимании маркетинг – это социально-управленческие процессы, направленные на планирование, воплощение замыслов, ценообразование, продвижение и реализацию продукции, услуг или идей через обмен, который удовлетворит нужды клиентов и бизнеса. Состоит из четырех позиций:

  • товара;
  • цены;
  • рекламы (продвижения);
  • месторасположения.

По своей сути маркетинг является сложным, структуризованным, поэтапно развивающимся процессом.

Существует такое понятие как маркетинговый цикл, заключающийся в:

  1. Проведении информационно-аналитического исследования, позволяющего управлять деятельностью рынка и в конце оценить результаты проведенной работы. Имеет цель понять поведение, желание, предпочтения потребителя и изучение деятельности конкурентов, а также рынка в условиях рыночной экономики.
  2. Разработке стратегий дальнейшей работы и текущем планировании.
  3. Разработке программы производства и продаж новых товаров.
  4. Формировании и использовании путей продвижения продукции к конечному потребителю (торговые посредники, дистрибьюторы).
  5. Организации рекламы для продвижения товаров и услуг.
Это интересно: Возникновение первых форм маркетинговой деятельности, в виде ценовой политики и рекламы, наблюдалось еще 7 тыс. лет назад в период возникновения рынка.

Стратегии маркетинга

Многочисленные маркетинговые инструменты в основе содержат типовые алгоритмы, которые используются в различных комбинациях и могут быть персонализированы под конкретную продвигаемую продукцию. Все они проверенные на практике и эффективные.

  1. Маркетинговые исследования. Необходимо проанализировать рынок, на котором будет осуществляться продвижение товаров и услуг. Специалисты изучают спрос и предложение на продукцию или опрашивают предполагаемых клиентов.
  2. Проведение анализа образования цен на исследуемых рыночных сегментах. На основании полученных данных уже можно формировать собственную ценовую политику.
  3. Изучение с последующим анализом действий конкурирующих организаций в данном рыночном сегменте.
  4. Производство продукции, которая будет отвечать потребностям покупателей.
  5. Действия по продвижению товаров или услуг.
Важно: К действенным методам по продвижению продукции относятся информационные. Наиболее эффективные из них: рекламная компания, акции, пропаганда, проведение консультаций.

Цели и функции

Целью маркетинга является удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли. Цивилизованный рынок предусматривает формирование экономического механизма, приводящего к получению прибыли, удовлетворяя спрос. Предприниматель в каждом случае должен ориентироваться на покупателей.

Читайте далее:  Бизнес-идеи без вложений

Маркетинг:

  • оптимизирует взаимный поиск продавцов и покупателей;
  • способствует стимуляции спроса путем формирования оптимального ценообразования и применения других рыночных инструментов;
  • призван ориентировать выпуск продукции на рыночные интересы.

Также маркетинг призван выполнять 5 функций:

  1. Аналитическую (исследовательскую). Первоначально необходимо проанализировать и оценить собственные возможности и возможности потенциальных конкурентов. Как правило, работа наугад результатов не приносит. Следует изучить все внешние и внутренние факторы, вкусы потребителей, ассортимент продукции.
  2. Производственную. Важно создать производственную базу, чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию. Необходимо разработать и освоить новые технологии, правильно организовать производство, закупить ресурсы, необходимые для работы. Продукт должен быть качественным, востребованным, не нарушать установленных стандартов.
  3. Контролирующую. Предусматривает планирование, налаживание информационного обеспечения, прогнозирование (включая форс-мажорные ситуации).
  4. Продажи. Заключаются в формировании ценовой и товарной политики, обеспечении продвижения товаров, услуг, в расширении спроса. 
  5. Инновационную. Разработка, создание новых товаров (услуг).
Задачи маркетинга

Классификация

Маркетинг классифицируется по многочисленным критериям. Перечислим наиболее популярные из них.

По спросу

ДемаркетингХарактеризуется высоким спросом.
Задачи: снизить спрос
Необходимо: увеличить цену;
прекратить рекламную компанию;
ограничить доступность товара
КонверсионныйХарактеризуется отрицательным спросом.
Задача: повысить его
Необходимо:
заняться перевыпуском продукции;
снизить цену;
сменить, откорректировать стратегию продаж.
СтимулирующийХарактеризуется невысоким спросом.
Задача: стимулировать его
Необходимо:
резко снизить цену при запуске товара в продажу;
проводить акции, дегустации.
РазвивающийПроисходит только формирование спроса, он носит скрытый характер.

Задача: сделать спрос не скрытым, а реальным.
Необходимо разработать продукцию (услуги), которые удовлетворят потребности клиентов.
СинхромаркетингНаблюдается колебание спроса (сезонное и т.д.).
Задача: стабилизировать его.
Необходимо:
снизить цену на товар в неактивный период;
рекламировать скидки.
РемаркетингПроисходит падение спроса.
Задача: активировать его.
Необходимо:
запустить новую рекламную компанию;
привлекать старых клиентов;
работать с целевой аудиторией
ПоддерживающийПредложение соответствует спросу.
Задача: поддержать ситуацию
Необходимо:
проводить комплексную ценовую политику;
периодически рекламировать продукт
Противодействующий (обычно применяется на государственном уровне)Характеризуется наличием спроса.
Задача: снизить его
Необходимо:
увеличить цену на товар;
не рекламировать его;
ограничить доступность.
Важно: Отсутствие спроса на товар наблюдается при его неактуальности, потери своей ценности или неготовности рынка к появлению новой продукции или услуги.

Охват рынка

В зависимости от данного параметра маркетинг бывает:

  1. Массовым (недифференцированным). Предусматривает предложение продукта, предназначенного для всего рынка. Товар и маркетинговая программа привлекательные для большинства клиентов.  Обеспечивается экономия средств, цены на продукцию низкие. 
  2. Концентрированный. Продукция направлена на определенную группу покупателей. Оптимален для компаний, которые имеют ограниченные ресурсы. Несет в себе большие риски из-за возможного внезапного сокращения рыночного сегмента.
  3. Дифференцированным. Ориентация компании направлена на деятельность нескольких рыночных сегментов, проводится разработка отдельных предложений для каждого из них. Наиболее перспективный вид.
Читайте далее:  Как стать умнее: 11 секретов развития интеллекта

При дифференцированном маркетинге должна быть проведена оценка различных сегментов с учетом: размера и роста сегмента, привлекательности сектора, целей и ресурсов предприятия. На основании полученных данных проводится выбор наиболее подходящих для компании направлений.

Немного юмора: Маркетинг – это искусство продать три по цене двух там, где и одно-то было нафиг никому не нужно.

Маркетинг план

Маркетинговый план детализирует действия, относящиеся маркетинговой стратегии, которая должна быть реализована в будущем.

У маркетингового плана есть два уровня. Для тактического (операционного) – характерно краткосрочное планирование, для стратегического – долгосрочное планирование деятельности компании.  

Не следует путать маркетинговый и бизнес-план.

Так в маркетинговом плане описываются лишь направление проводимого маркетинга. Он является частью, часто существенной, бизнес плана – путеводителя всей работы предприятия.  

Структура маркетинг плана не требует обязательных составляющих. Но в любом случае, в нем необходимо:

  • проанализировать ситуацию на основе проведенных маркетинговых исследований;
  • описать цели компании, как долгосрочные, так и краткосрочные;
  • провести анализ бюджета и планируемых финансовых показателей;
  • определиться с оценкой и контролем за выполнением написанного.

В маркетинг плане также рекомендуется описать стратегию, тактику компании, описать продукт и его преимущества, поэтапный план выполнения поставленных задач.

Конечно, можно обойтись и без маркетинг плана. Но, именно он способен повысить эффективность компании, сделать продукцию востребованной, а клиентов – лояльными. В итоге увеличится прибыль, а это цель, к которой стремится каждый бизнесмен.

Ответьте в комментариях на следующие вопросы:

  1. Приходилось ли вам составлять маркетинг план?
  2. Как маркетинг Вам помогает в занятии бизнесом?
  3. Какую вы посоветуете литературу для более подробного изучения данного вопроса?
Advertisement
0 0 votes
Рейтинг статьи

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Будем рады Вашим мыслям. Оставьте комментарий!x