Бизнес-план: что это, зачем нужен и как составить? 3 основных пункта

Advertisement

Давайте разберемся, что такое бизнес план, и почему он необходим не только начинающим предпринимателям, но и опытным бизнесменам, а также при покупке бизнеса под ключ.

Несмотря на то, некоторые считают предварительные расчеты «вчерашним днем», именно они позволяют определить целесообразность ведения данного вида бизнеса, все связанные с ним риски, а также повысить его инвестиционную привлекательность.

Следует учесть, что не существует четких расчетов построения бизнеса даже для отдельных отраслей. Ведь начало предпринимательской деятельности, в любом случае, имеет свои особенности и находится в зависимости от многочисленных факторов.

Разработку бизнес-плана можно поручить квалифицированным экономистам, что достаточно дорого. Также его можно составить самостоятельно, руководствуясь нижеописанными принципами. Это не потребует затрат и позволит детально разобраться со своей будущей деятельностью, включая все риски и затраты.

Бизнес-план: общее описание

Дорожная карта ведения бизнеса необходима во всех сферах предпринимательства:

  • торгово-коммерческой деятельности;
  • оказания услуг;
  • производства продукции.

Эффективность бизнес плана в сетевом маркетинге является спорным вопросом. Но даже сетевикам рекомендуется планировать свою деятельность.

По своей сути бизнес план является подробной стратегией и тактикой ведения бизнеса. Безусловно, наличие хорошей идеи замечательно, но без придания ей материального вида в виде цифр, графиков и таблиц она может не принести успеха.

Существует несколько методик составления бизнес-планов. Мы же рассмотрим наиболее важные пункты, в которых:

  • изучается перспектива развития бизнеса;
  • оцениваются издержки;
  • рассчитывается окупаемость проекта и дальнейшая прибыль;
  • проводится анализ возможных проблем, и определяются способы их решения.

После составления плана действий, бизнесмен ответит на наиболее важный вопрос: «Целесообразно ли вложение денежных средств в данный вид бизнеса, будет ли он прибыльным. Если да, то через какой промежуток времени он окупится и насколько».

Привлечение инвесторов

Как правило, бизнес план требуют инвесторы, которые на его основании определяют рациональность вложения средств. В таких случаях, описание будущей деятельности должно отличаться:

  1. Логичностью изложения. Каждое действие или процедура должны четко описываться и оправдывать себя. Можно использовать терминологию. Если в написанном возникли сомнения, изучите вопрос подробней. При отсутствии ответов на неудобные вопросы, у инвесторов будет складываться негативное мнение о вашей компетенции или о бизнесе.
  2. Красотой повествования. Все описание должно быть гладким и изящным, без «негативных слов». Пишите как можно меньше о проблемах и рисках, но не исключайте их полностью. Не берите на себя невыполнимые обязательства.
  3. Уверенной подачей. Презентация бизнес плана должна быть уместной и уверенной, в ее основе должны находиться статистические данные. Постарайтесь вдохновить спонсоров своей бизнес-идеей, не показывайте неуверенность и неопытность.
Читайте далее:  ТОП-6 сервисов по планированию и организации рабочих процессов

Бизнес план должен быть со всеми расчетами, ошибки необходимо исключить.

Структура работы

Работа должна быть краткой, емкой, но глубокой по своему содержанию и состоять из:

  1. Аннотации (1 страница) – письменного обращения к инвесторам.
  2. Резюме (несколько страниц) – основной информации с содержанием цели и описания бизнеса, обоснованности предоставления финансов. Также раздел должен включать отличительные моменты вашей деятельности от конкурентов, преимущества на соответствующем рынке, данные об основных финансовых показателях.
  3. Непосредственно бизнес-плана (от 50 до 70 страниц) с подробными расчетами.

Необходимо учесть, что дорожная карта бизнеса рассчитывается не на один год, а как минимум на пять. В первый год проводится помесячная разбивка основных показателей, второй – поквартальная, далее учитываются годовые показатели.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО)

Существует такое понятие, как технико-экономическое обоснование (ТЭО), которое представляет собой более локализованную версию бизнес плана. С его помощью специалисты оценивают и описывают экономическую целесообразность какого-либо проекта внутри предприятия. При этом внешние раздражители, возможности и угрозы не учитываются.

Главное отличие ТЭО от бизнес плана – его направленность на решение внутренних потребностей предприятия (организации). Он также может быть представлен инвесторам. 

Составление бизнес-плана: с чего начать?

Перед тем как заняться расчетами, необходимо провести работу с бизнес-идеей, проанализировать ее:

  1. Определиться с целью своей будущей деятельности;
  2. Детально изучить ее отраслевую направленность.

Изучите особенности своего продукта или услуг, ассортимент. Опишите их и ответьте на вопросы:

  • где они будут применяться;
  • насколько товар или услуга уникальна и актуальна;
  • в каких технологиях и квалификациях может возникнуть необходимость;
  • необходимость в лицензии или патентных правах.  

Оценка рынка – один из основных факторов ведения любого вида деятельности. Следует заняться сбором и обработкой данных о:

  • предполагаемых покупателях, заказчиках;
  • конкурентах, их преимуществах и недостатках, влиянии на вашу деятельность;
  • рыночном сегменте;
  • размере рынка и его тенденции к росту.
Читайте далее:  Основы маркетинга

Маркетинг план должен содержать информацию о:

  • маркетинговой расстановке. Следует перечислить преимущества ваших товаров или услуг, по сравнению с аналогичной деятельностью конкурентов, а также их недостатки;
  • ценообразовании;
  • схеме распространения продукции;
  • методах, которыми вы будете стимулировать продажи.

Очень важно предварительное определение возможных коммерческих рисков. Необходимо проведение постоянных маркетинговых исследований, а не только перед открытием бизнеса.

Следите за своими конкурентами, предоставляйте только качественные услуги, продавайте или производите только хороший товар. В дальнейшем постарайтесь заняться расширением сферы деятельности. Подумайте, как можно стать лучшим.

Также рекомендуется застраховать свой бизнес на случай стихийных бедствий, пожара и возникновения других непредвиденных ситуаций.

Стартовый капитал

Стартовый (первичный) капитал – это денежные средства, которые будут использоваться для открытия и развития коммерческой деятельности на начальном этапе.

Источники стартового капитала

  • Собственные средства (Для индивидуального предпринимателя – его личные средства и сбережения, собственное имущество (помещение, оборудование, машина). Для юридического лицо – его уставной капитал, формируемый учредителями).
  • Займы в банке или у знакомых (долговое финансирование).
  • Безвозмездная помощь (гранты или субсидии).

Сумма первоначального капитала должна несколько превышать рассчитанные затраты. Ведь ее должно хватить для решения непредвиденных вопросов, которые случаются очень часто.

Необходимо рассчитать все расходы, которые потребуется для дальнейшей коммерческой деятельности. Даже мелочи нельзя выпускать из внимания.

Оформление разрешительных документов

Первоначально необходимо заняться оформлением документов вашего предприятия (организации) как субъекта хозяйственных отношений.

После регистрации юридического лица может понадобиться покупка кассового аппарата и постановка его на учет в налоговой инспекции.

Необходимость в печати возникает не во всех случаях, но именно она – атрибут значимости для любого вида хозяйственной деятельности.

Возможно, ваш бизнес подлежит обязательной сертификации или лицензированию.

Это очень важные вопросы, решение которых требует не только средств, но и времени.

Выбор помещения

Следует правильно подобрать помещение для своей деятельности. Конечно, лучше его купить. Ведь аренда подразумевает ежемесячную арендную плату. Если первоначально прибыль будет незначительной, такие расходы будут достаточно обременительными.

Расположение помещения зависит от вида бизнеса. Так, магазины, салоны красоты, парикмахерские должны находиться в проходных местах, где они будут заметны для людей. Желательно, чтобы рядом не располагались ваши конкуренты.

Производственные помещения могут располагаться на окраине населенного пункта.

В любом случае помещение должно быть с исправной канализацией, водообеспечением, теплоснабжением, проводкой. Их замена – это лишние расходы, возможно непредусмотренные. Также должны быть соблюдены все требования закона, помещение должно соответствовать нормам СЭС и пожарной инспекции.

Читайте далее:  Как составить бизнес-план: инструкция и структура

Подумайте об охране помещения, посчитайте расходы на сигнализацию.

Интерьер   

Об интерьере также необходимо позаботиться во всех случаях.

Расходы на него существенно увеличиваются, если бизнес предусматривает работу с людьми. В таких случаях может помочь дизайнер.

Продумайте покупку мебели и компьютерной техники.

Желательно максимальное использование каждого метра помещения.

Приобретение необходимого оборудования

Выбор оборудования целиком зависит от сферы деятельности.

Дешевое оборудование, купленное у неизвестных производителей, не всегда оказывается качественным или просто непригодно  к использованию.

При недостатке денежных средств не исключается покупка подержанного, но качественного оборудования, а также его лизинг или аренда.

Следует изучить все предложения, вплоть до посещения распродаж. Только так можно выбрать наиболее приемлемый вариант.

Подбор персонала

Именно правильно подобранный персонал сделает бизнес популярным, престижным и конкурентноспособным.

Конечно, можно прибегнуть к услугам кадрового агентства. Но лучше приглашать на работу своих знакомых или специалистов из конкурирующих с вами организаций. При этом, важно, чтобы специалист имел соответствующий диплом.

При наличии грамот и дипломов, желательно повесить их на стены, это повысит престиж заведения.

Конечно, опытные работники это хорошо, но молодые сотрудники проявляют больше креативности и чаще отличаются творческим подходом к работе. Главное – любовь к своему делу.

Подумайте о том, что вам необходимы услуги бухгалтера, администратора, уборщицы, охранника и т.д.

Подсчитайте заработную плату каждого работника. 

Важность рекламы

Реклама требует больших затрат, но без нее никак не обойтись. Рекламируйте свою деятельность через интернет, используйте доски объявлений, социальные сети, форумы, создайте собственный сайт. Дайте объявления в газеты.

rol-reklamy

Возможно изготовление визитных карточек или распространение листовок, где будет содержаться информация о достоинствах вашей деятельности и расположении офиса. Прекрасный вариант – баннеры, билборды, указатели.   

Возможно проведение презентации вашего бизнеса.

При правильном подходе к рекламе, она окупит себя достаточно быстро.

Постоянные и переменные затраты

Далее необходимо рассчитать постоянные и переменные расходы, которые относятся к основному типу издержек.

Постоянные затраты не изменяются от объема выпускаемой продукции или других показателей предпринимательской деятельности. Подлежат только краткосрочному анализу, т.к. в дальнейшем могут изменятьсяПеременные затраты зависят от объема выпускаемой продукции или других критериев бизнеса
К постоянным затратам относят: арендную плату;
налоговые сборы (в некоторых случаях);
зарплату офисных сотрудников и т.д.
В качестве переменных затрат можно выделить:
сдельную заработную плату сотрудников;
транспортные расходы;коммунальные платежи при наличии счетчиков;
покупку сырья и материалов, пр.

Сумма постоянных и переменных затрат будет равна общим издержкам.  

Срок окупаемости проекта

В заключительной части бизнес-плана необходимо рассчитать срок окупаемости проекта. Это время, необходимое для того, чтобы доход от бизнеса полностью покрыл инвестиционные расходы по его реализации.

Для определения данного показателя, сумма стартового капитала делится на чистую прибыль за год и умножается на 12 месяцев. В каждом случае полученные данные индивидуальны.

Безусловно, написание бизнес-плана – очень трудоемкое занятие. Но только в процессе его составления можно вникнуть в даже мельчайшие детали ведения бизнеса, убедиться в его целесообразности и точно выявить наличие рисков и дополнительных трат.   

Advertisement
0 0 votes
Рейтинг статьи

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о
guest

1 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments

[…] Не следует путать маркетинговый и бизнес-план. […]

1
0
Будем рады Вашим мыслям. Оставьте комментарий!x