Содержание статьи
Зная, как разбираться в людях, можно избежать множества ошибок в общении и разочарований, а также понять каждого. Кроме того, такие познания помогут ответить на многие вопросы, например, почему мы конфликтуем с одними людьми и дружим с другими.
Первое впечатление практически всегда обманчиво, и только по прошествии некоторого времени мы начинаем понимать, что из себя представляет тот или иной человек. Интересно, что наше мнение может кардинально измениться.
Жаль, что в школах или ВУЗах не учат, как лучше разбираться в людях. А ведь это очень важно для понятия их характера и построения наиболее эффективных отношений. Мгновенные выводы не всегда правдивы и должны основываться не только на внимательности и опыте, но и на знаниях.
Если относиться к каждому собеседнику с учетом специфических личностных особенностей, можно прекрасно общаться с любым человеком и избежать необоснованных к нему претензий.
Личность каждого человека многогранна. Ее наиболее существенным и стержневым свойством является характер, который выделяет индивидуума из толпы. Давайте разберем некоторые его аспекты.
Учимся разбираться в людях
Рассмотрим разные психологические аспекты.
Эмоции
Для детальной характеристики человека необходимо определить выражение его эмоций, какие из них являются доминирующими, а какие отсутствуют вовсе.
Эмоциональность и сверхэмоциональность
С эмоциональными личностями общаться достаточно просто. Они сами поделятся своими как позитивными, так и негативными эмоциями, переживаниями: радостью, грустью, гневом, умилением и др.
Такое поведение многих раздражает и утомляет, ведь человек не успокаивается, пока не выплеснет свои эмоции на собеседника, разрешения которого никто не спрашивает.
Таких людей можно слушать, но при этом не придавать слишком большого значения словам. Если разговор стал утомительным, культурно прервите их, не обидев собеседника.
Отсутствие эмоций
У неэмоционального человека практически отсутствуют эмоции, если он не попадает в необычную или экстремальную ситуацию. Все, что у него на душе остается для окружающих тайной.
Выражение чувств таких людей происходит не посредством эмоций, а мыслей. Они отличаются развитым интеллектом и прекрасно анализируют любую ситуацию.
Конечно, с неэмоциональным человеком рядом сначала не очень комфортно, но отношения с ним наладить можно. Начните диалог первым, подтолкните к разговору, попросите совета. Не требуйте проявления эмоций, в дальнейшем вы оцените его хорошо продуманные и аргументированные выводы.
Позитивные и негативные эмоции
Безусловно, позитивно настроенный человек – прекрасный собеседник, который делится своим настроением со всеми окружающими. Постоянно подбадривайте таких людей, поддерживайте их позитив, тогда и вы проведете весь день в хорошем расположении духа.
Присутствие негативных эмоций отталкивает. При этом, не следует избегать человека. Даже если он не поделится своими переживаниями, ненавязчиво помогите ему, проявите сочувствие, обычную человечность.
Стеники и астеники
Стеники более подвержены активным эмоциям: радости, гневу, злости и др. Выражение их эмоций способствует возбуждению и напряжению.
Для астеников характерны эмоции, которые приводят к подавлению активной деятельности и уменьшению энергетического потенциала окружающих. К ним относят: тоску, удрученность хандру.
Обычно, затруднение вызывает общение между стеником и астеником.
Общаясь со стениками, надо быть готовым к активному проявлению их эмоций и не препятствовать этому.
К астеникам также следует относиться терпимо и просто приспособится к такой особенности характера.
Настроение
С людьми, у которых всегда хорошее настроение, легко общаться. Следует учесть, что они не склонны к разговорам о грустных и печальных вещах и не будут искренне соболезновать, если вас постигнуть трудности в жизни.
Людей с постоянно плохим настроением не пытайтесь веселить и заставить улыбаться. Это черта характера не поддается корректировке, к ней надо просто привыкнуть.
Тяжелее общаться с индивидуумами, которые подвержены постоянной смене настроения. Постарайтесь в разговоре придерживаться лидирующей позиции для опережения реакции собеседника на сказанное.
Взрывной характер
Эмоциональные всплески могут быть как позитивными, так и негативными. В таких ситуациях лицо теряет контроль над эмоциями.
Не стоит бояться таких людей, прятаться, избегать и, тем более, лебезить перед ними. Не надо спорить, особенно с начальником, а только аргументированно отстаивать свое мнение.
Стрессы
Человека, который попал в стрессовую ситуацию и плохо справляется со своим состоянием надо попытаться успокоить.
Как общаться токсичными людьми
Существует определенная категория негативных личностей, общаться с которыми надо максимально осторожно:
- «Энергетические вампиры», после общения с которыми, человек ощущает себя разбитым и опустошенным. Постарайтесь своевременно выявить таких лиц в своем окружении и не поддаваться манипуляциям.
- Паразиты, которые стараются использовать окружающих в своих корыстных целях. Общаться с ними можно, но помогать не следует, ведь благодарности или оплаты за труд не предусмотрено.
- Люди с неуравновешенной психикой. Постоянные срывы, которых никто не ждет, должны насторожить. Поговорите с человеком о его поведении. Если такие разговоры не приведут к должным результатам, может помочь только врач.
- Агрессивные личности. От таких лучше держаться подальше, ведь они склонны к дракам и физическому насилию.
- Манипуляторы. Лучше сразу сказать манипулятору, что вам известно о его черте характера или постараться не поддаваться на манипуляции.
- Аморальные личности, для которых не существует социальных и правовых норм. Постарайтесь свести к минимуму общение с ними.
- Слабые личности отличаются застенчивостью, обидчивостью, ранимостью, робостью, тревожностью. Не стоит потакать их слабостям, чтобы не стать «исполнителем желаний». Свои отказы надо компенсировать помощью в самостоятельном решении человеком его проблем.
- Эгоисты любят только свою собственную персону. Общаться с ними можно двумя способами: говорить правду или постоянно льстить.
Главное, знать, что в вашем окружении имеются лица, которые представляют определенную опасность. Тогда появляется возможность минимизировать их негативное влияние.
Мотивация людей
Каждым поступком человека движут определенные мотивы, зная о которых можно разобраться в человеке:
- Богатство. Таких людей интересуют только материальные ценности, они во всем ищут выгоду. Разговоры о деньгах и заработке их любимая тема.
- Общественное признание. Для таких людей главное привлечение внимания любыми способами.
- Получение удовольствия от своей деятельности. Человек не интересуется деньгами, а занят только собственным делом, которым сильно увлечен. Такие люди часто достигают успеха на своем поприще и легко идут на контакт.
- Чувство зависти. Перед завистниками лучше не хвастаться и не обсуждать других людей. Постарайтесь их больше хвалить и разговаривать об их успехах.
- Страх и стыд. Люди, которые постоянно боятся опозориться или других ситуаций, как правило, не представляют интереса для окружающих. Они постоянно будут находиться в своих переживаниях.
- Лень. Лентяи стремятся к стабильности, стараются как можно меньше тратить свою энергию. Их выбор – друзья, которым не требуется помощь. Такой человек может быть приятным в общении, но рассчитывать в трудную минуту на него не стоит.
- Отличаться от окружающих. Такие люди общаются, как правило, с оригинальными и нестандартными личностями, наподобие их самих. Подружиться с ними можно, рассказывая о чем-то интересном, ультрамодном, необычном.
- Саморазвитие. Общение с людьми, которые занимаются саморазвитием, не представляет сложности. Они готовы выслушать собеседника и поделиться накопленными знаниями. При этом перестанут идти на контакт, если вы станете не интересны.
Все перечисленные характеристики личности являются основными, но далеко не исчерпывающими. Чтобы лучше разбираться в других людях, нужно более детально изучать психологию.
Ознакомьтесь с книгой доктора психологических наук Егидеса А.П. «Как разбираться в людях», где можно изучить психологическую классификацию личности.
Также, существуют сериалы, которые научат лучше разбираться в людях. Наиболее известные из них: «Гравитация», «Пациенты», «Необходимая жестокость», «Сознание».
Язык тела
Разбираться в других людях можно не только, изучив их характер. Зная о знаковых элементах поз, движений, мимики, жестов, походки человека можно получить информацию о его мыслях, чувствах и эмоциях.
Так, если собеседник пожимает плечами, значит, что он не сведущ в данном вопросе.
Если улыбка не вызывает морщинок вокруг глаз, можно говорить о ее неискренности и фальшивых положительных эмоциях. При этом, если собеседник искренне смеется над вашими шутками, значит он готов к платоническим или романтическим отношениям.
Если человек сидит со скрещенными ногами, это истолковывается как нервозность, оборонительная позиция или сдержанность. А вот руки скрещенные на груди означают несогласие собеседника и преобладание в нем негативного отношения к происходящему.
Поглаживание подбородка означает попытку принять решения.
Волнение выдают покачивания с носков на пятки.
Прикосновения к лицу и рукам говорят о проявлении нервозности и, в то же время, являются успокаивающими действиями.
Заключение
Чтобы разбираться в людях, недостаточно прочитать статью. Необходимо постоянно совершенствовать навыки и применять их на практике.
Только в этом случае вы всегда будете общаться с людьми, с учетом психологических особенностей, а не с первого взгляда делить окружающих на плохих и хороших.