Содержание статьи
Умение слушать собеседника является одним из самых важных навыков коммуникации. Трудно переоценить эффективность данного умения. Недаром основоположник теории общения Дейл Карнеги говорил, что секрет влияния на людей не в умении говорить, а в умении слушать. Не умея воспринимать информацию так, как хочет ваш собеседник, вы рискуете произвести на себя впечатление, как на невнимательного, неуважительного, и даже глупого человека. Сейчас вы подробнее узнаете про умение слушать других людей.
Почему это так важно
Не смотря на очевидность пользы данного навыка, мало кто уделяет ему должное внимание. Человек проводит в общении половину времени бодрствования и, как минимум, 45% этого времени он слушает собеседника.
Умением слушать человека владеют далеко не все. Не каждый может понять именно то, что человек хочет донести. Мы можем слышать звуки, речь, но каждый воспринимает сказанное по-своему. Именно такое понимание сказанного, каким его хочет наблюдать собеседник и является настоящим умением слушать.
Что дает людям умение слушать
- Активно слушая то, что говорит собеседник, вы сможете анализировать его предпочтения и интересы. Благодаря этому у вас появится возможность формировать процесс разговора и вести его в нужное русло.
- Вы также узнаете много нового и интересного, ведь каждый человек – кладезь знаний и опыта. Это также поможет вам развить память и избавиться от рассеянности.
- Если вы будете внимательны к другим людям, то и они будут внимательны к вам. Пытаясь вникнуть в то, что говорит собеседник, вы тем самым делаете ему комплимент. После такого человек сам будет прислушиваться к вашему мнению.
- Умение слушать других людей – это один из самых простых способов оказать на себя хорошее впечатление. Казалось бы, вы не сказали почти ни одного слова, но вас уже считают приятным собеседником. 😀
Как развить умение слушать других людей – 9 правил
Думаю, вы окончательно убедились в необходимости обучения данному навыку. Приведенные ниже советы помогут вам научиться слушать и слышать людей.
Слушайте на 100%
Будьте всем своим телом, мыслями и чувствами в разговоре. Уберите телефон обратно в карман, и попытайтесь по-настоящему понять мысли собеседника. Если вам важны отношения с этим человеком – то стоит уделять разговору с ним больше внимания.
Предмет разговора
Пытайтесь выявить точный предмет разговора, слушайте между строк. Иногда человек не сообщает свою цель напрямую. Если у вас остались сомнения – задавайте уточняющие вопросы.
Зрительный контакт
Очень важен при общении не только в умении слушать человека, но и в искусстве общения в целом. Тут все просто: смотрите в глаза как можно чаще, причем ваш взгляд не должен быть агрессивным или равнодушным. Также не стоит «сверлить» взглядом человека все время, ведь это может вызвать негативные эмоции. Вы сможете интуитивно понять, когда стоит отвести взгляд, чтобы человек обдумал свои следующие слова.
Мысли о своих репликах
Очень частой ошибкой в разговоре является постоянное обдумывание своих следующих вопросов. Выглядит это так: человек задал вопрос собеседнику и сразу же начал придумывать новый, не вникая в ответ собеседника. Мы боимся оказаться в положении неловкого молчания и пренебрегаем активным выслушиванием в пользу обдумывания своих слов.
Попробуйте не думать о своих репликах, наоборот, попытайтесь хотя бы на 90% понять слова собеседника. Зачастую, после этого у вас автоматически появятся новые вопросы, более подходящие по теме.
Невербальные знаки
Вы когда-нибудь видели заинтересованного вами человека, который во время разговора с вами повернут к вам спиной, стоит в закрытой позе и не смотрит на вас? Важно всем своим телом показать, что собеседник вам интересен. В первую очередь, ваши стопы должны быть направлены к собеседнику, а принятая вами поза должна быть открытой и комфортной, также можете почаще использовать кивания. Это основы невербального общения.
В свою очередь, не забывайте следить за жестами другого человека. Часто бывает так, что слова и поведение собеседника сильно различаются. Люди любят, когда кто-то замечает их тоску и готов выслушать человека.
Эмпатия
Попытайтесь понять человека с точки зрения переживаний. Так вы сможете лучше понять, о чем человек думает на самом деле. Кроме того, заметив ваше стремление к эмпатии, люди начнут больше доверять вам.
Отдельные факты
Не делайте большой акцент на так называемых «голых» фактах. Хорошо, когда человек оперирует большим количеством информации, но мы не способны держать в голове более 3-5 фактов одновременно. Но, для понимания всей сути разговора нам этого и не нужно. Просто пытайтесь не терять суть разговора во время погружения в подробности.
Ваше поведение
Существует несколько правил поведения, которых стоит придерживаться для достижения больших результатов.
- Не перебивайте собеседника.
- Не заканчивайте за него предложения и реплики (можно только с друзьями).
- Задавайте короткие уточняющие вопросы.
- Не демонстрируйте свое несогласие, возмущение.
- Не торопите собеседника.
Терпение
Проявляйте терпение к форме подачи мыслей собеседника. Пытайтесь обращать внимание на суть разговора, а не на скорость речи, ошибки и паузы собеседника.
Помните, что не слова и не инструкции являются знаниями, а только опыт. Лишь практикуясь в реальном общении, вы по-настоящему прокачаете умение слушать других людей