Развитие психики
Содержание статьи
Развитие психики – это последовательный переход в развитии индивида от одной ступени к другой, более высокой. Первое общее направление психического развития заключается главным образом в развитии внутренней психики человека, регулирующей его деятельность.
Развитие психики и восприятия человека
Ни для кого не секрет, что каждое существо является частью целостной системы и выделяется из нее благодаря своим индивидуальным признакам, но при этом он тесно связан с окружающим его миром.
Любая реакция и действие человека выделяют его из массы и тут же связывают с ней, делая его индивидом в обществе. Так и получается в обществе парадокс: выделение равно связь.
Познавая действительность в процессах ее восприятия и мышления, человек углубляет свои знания и все больше организует связь между собой и окружающей действительностью. Те самые ступени психического развития, о которых говорилось выше – это элементы, связывающие индивида с остальными субъектами окружающей действительности.
Теория о развитии психики
Известные ученые А. И. Делакруа и Э. Кассирер, которые изучали человека во всем его многообразии, выдвинули теорию, о том, что взрослая особь человека в отличие от животных развивает свою психику посредством символов и знаков. Прогрессирующее развитие этой внутренней области человека зависит от наличия речи, которая способна развиваться в силу упорного труда человека и в связи с мышлением. Но главным положением этой теории является то, что субъект способен от ситуации переходить к ее причинам и следствиям, изменять действительность, и благодаря этому развивать в себе личность.
Познание
Второе направление психического развития непрерывно связано с первым. На начальном этапе развития человека познание является неотъемлемой составляющей поведения. На втором этапе познание становится самостоятельной частью в системе общего развития человека.
Выделение познания как отдельного самостоятельного этапа в системе развития психики человека вовсе не говорит о прерывании связи между сенсорными и моторными функциями организма, она доказывает их большую зависимость друг от друга.
Рефлексы
Более сложная связь – рецепции и действия, где первое является главным условием второго. Это подтверждают сенсомоторные реакции организма.
Появление условных рефлексов у животных означает его большую приспособленность к окружающему миру. Любое существо реагирует только на те раздражения, которые напрямую могут повлиять на его жизнь.
Так мы получаем закономерность того, что мыслительные процессы животного регулируются его инстинктами.
Восприятие
Восприятие организма также зависит от взаимодействия образа рецепции и образа действия. Восприятие – это внутреннее отношение организма к происходящим явлениям.
Восприятие развивает чувствительность и деятельность как способность организма, а также способность выделяться в изменяющейся среде происходящих событий.
Мышление
Мышление как познание явлений и событий, нахождение их причинно-следственных связей. Человек, познавая окружающий мир, пытается его изменить и делает это довольно успешно. Человеческий разум – это решающий фактор в сфере его практических действий.
Взаимодействия с действительностью на разных ступенях развития предоставляют доступные на каждой из этих ступень возможности познания окружающего мира, и в свою очередь, способы познания открывают новые возможные способы воздействия на действительность.
Также не отрицается обратная зависимость действий от мыслительных процессов, зависимость эффекторов от рецепторов.
В поведении человека большую роль играют рецепторные аппараты, так как поведение зависит от мыслительных процессов намного больше, чем от его движений. Подтверждение этому можно найти в животном мире, где разнообразие двигательных процессов намного меньше, чем разнообразие рефлекторного поведения. Изучению этого важного для жизни аспекта человечество благодарно Ч. С. Шеррингтону, который составил схему «нейтральной воронки». Один из самых известных ученых И. П. Павлов обнаружил механизм условного рефлекса, установив тем самым, что посредством рефлексов животные выражают свое восприятие окружающей среды.
Действия
Образ действия и образ восприятия – взаимозависимые элементы степеней развития человека. Это обусловлено тем, что любое разумное действие учитывает объективность той ситуации, в которой оно производится, то есть действия человека напрямую зависят от того, как он воспринимает окружающую его действительность.
В будущем познание окружающего мира переходит в мысли и понятия о закономерностях его развития. Все совершаемые действия, психическое развитие и особенности поведения человека напрямую связаны с тем, как он постигает эти самые закономерности.