Развитие личности в процессе деятельности
Содержание статьи
Весь жизненный путь человека представляет собой некий индивидуальный план развития. Безусловно, существуют определенные нормы и их границы, обусловленные многолетними наблюдениями и экспериментами. Однако, уже сразу после рождения маленький человек поддается специальным оценкам и измерениям. Рассмотрим развитие личности в процессе деятельности.
Начало жизненного пути
На протяжении первых лет жизни формируются определенные навыки, ребенок научается все новым и новым приемам, достигая некоторого уровня развития в том или ином направлении деятельности.
Постепенно один вид деятельности сменяет другой, но предыдущий этап нельзя считать отдельным, не связанным с будущим развитием. Это всегда «надстройка» на предыдущий опыт.
Таким образом, деятельность проходит «красной нитью» по жизненному пути человека, формируя и совершенствуя его.
Воспитание личности и особенности возрастных этапов
В психологической науке проблема развития и воспитания личности является достаточно актуальной. Связано это и с социальными аспектами жизни общества, и с биологически обусловленными процессами.
В разные временные периоды на первый план выходила или теория, в которой приоритетным было биологическое значение в процессе развития личности, или социальная теория, согласно которой личность формируется под влиянием социума.
Отечественная психология в качестве основных движущих сил развития личности выдвинула теорию о значимости препятствий на пути «взросления». Такие препятствия получили названия кризисов, проходя через которые личность получает некое новообразование и способность переходить на новый уровень развития.
Ярким представителем подобного подхода является Л.С. Выготский. Именно он ввел в психологию развития понятие о зоне ближайшего развития и о значимости возрастных кризисов. В его теории весомая роль отводилась возрастной периодизации и специфичности каждого периода.
Для того, чтобы развитие личности ребенка проходило гармонично и максимально эффективно, окружающие должны знать особенности каждого возрастного этапа, уметь вовремя выявить возможные отклонения в развитии, ведь психологический возраст часто не совпадает с возрастом календарным.
Дошкольный период
Дети дошкольного возраста любопытны и активны. Основной вид их деятельности – это игра.
На первых этапах ребенку требуется помощь взрослого, его участие и поддержка. Именно в этот период проявляется важный механизм развития – подражание. Маленькая личность во всем стремится повторять поведение окружающих. Чаще всего «копированию» подвергаются родители и близкое окружение.
В этом возрасте ребенок еще не имеет и не умеет проявлять свое мнение, у него не сформирован механизм обратной эмпатийной связи, поэтому подражание взрослому носит именно характер повторения, причем повторения поступков или слов различного характера, как положительных, так и отрицательных.
Школьный период
Дети школьного возраста, подростки уже умеют различать позитивные и негативные стороны поведения взрослых. Они более самостоятельны, их интеллектуальный уровень находится на более высокой ступени. К тому же важную роль на этом этапе развития играет формирование критического мышления.
В подростковом периоде активность познавательной деятельности достаточно велика, поэтому важно, чтобы на этом этапе развития у ребенка было как можно больше позитивных примеров развития, иначе впечатляющий негативный опыт может стать решающим фактором в линии развития личности.
Деятельность дошкольника в целом сводится к тому, чтобы научиться обслуживать себя самостоятельно и провести подготовку к обучению в школе. На этом этапе важным новообразованием становится появление и совершенствование речевых навыков, а также способность к размышлению, построению логических выводов.
Уже в этом периоде дети способны выполнять несложные трудовые поручения взрослых, а также овладевать первичными навыками поведения в социальной среде.
Постепенно игровая деятельность начинается замещаться деятельностью учебной. В младшем школьном возрасте происходит углубление речевых навыков, появляются знания, которые ребенок воспринимает не только с личностной позиции, но и со стороны коллектива. Происходит формирование самостоятельности поведения. Младшим дошкольникам свойственно активное включение в трудовую деятельность, ведь они уже осознаю ее значимость и необходимость.
В подростковом возрасте активность деятельности достигает чуть ли не максимальных показателей. Значительно увеличивается стремление к познанию на фоне прогрессирующего умственного развития. Подростки любознательны и устремлены в будущее. Однако положительный настрой должен быть подкреплен и положительными факторами. В противном случае существует высокая доля вероятности, что восприятие окружающего мира и деятельности, в том числе будет формироваться в искаженной форме.
Период юношества
Период юношества направлен на дружеские отношения, их формирование и укрепление. В этом возрасте личность характеризуется стойкими волевыми качествами, стремлениями к освоению и совершенствованию себя в профессии и желании встретить спутника жизни.
Развитие личности в процессе деятельности
Труд занимает значительное место в жизни каждого человека, не важно, труд этот интеллектуальный или физический.
Развитие личности в процессе трудовой деятельности начинается уже с момента овладения орудиями, средствами и результатами труда.
Знания, приобретенные человеком в процессе овладения профессиональными навыками, имеют значительное влияние на формирование мировоззрения личности в целом.
Успешность трудовой деятельности зависит от нескольких факторов, основными из которых являются включенность самой личности и ее способность к коллективному взаимодействию.
Немаловажным является и момент, учитывающий личность наставника, который ведет личность по пути развития.
Роль труда в процессе развития личности
Труд развивает способности, формирует мышление. Включенность личности в трудовой процесс приводит к изменению мировоззрения и мироощущения. Человек видит себя в новом образе, да и весь окружающий мир для него приобретает новое значение.
Коммуникативная сторона трудовой деятельности оказывает влияние на эмоционально-чувственную сферу личности. В коллективе человек может проявлять себя по-новому, используя непривычные для его повседневного поведения действия и поступки. Постепенно расширяя круг общения за счет включения во все новые и новые виды деятельности, личность проходит все новые и новые этапы социализации.
Заключение
Итак, личность вступает на путь развития практически сразу после рождения. Вначале ребенок усваивает новые знания и навыки в процессе игры, затем игру сменяет учебная деятельность, потом профессионально-трудовая сфера. Постепенно формируются и совершенствуются мыслительные способности, эмоционально-чувственные компоненты, проходя через все этапы социализации. Включаясь во все новые виды деятельности и общения, личность развивается и формирует свое особенное индивидуальное мировоззрение.
Слишком очевидно, ничего нового не узнала