Развитие личности
Содержание статьи
Развитие личности – основополагающая составляющая процесса формирования человека.Тесно связанное с физиологическим и психологическим ростом личностное развитие не является полностью зависимым от этих процессов направлением формирования человека. Нередко прекрасное личностное развитие сочетается с физической слабостью и неразвитой памятью.
Дополняя и сменяя друг друга, рост и развитие формируют человека, предоставляя ему множество возможностей для физического и личностного совершенствования. В отличие от развивающихся по жесткой программе растений процесс формирования человека гибко изменяется, позволяя вместе с ростом физических способностей развивать нравственные и духовные качества – стойкость, душевную глубину, логику мышления и другие.
Развитие качеств личности
Оставаясь самостоятельным направлением формирования человека, личностное развитие связано с физиологией и психикой, создающими условия для повышения его уровня. Успешно развивать можно только те личностные качества, для которых созданы соответствующие предпосылки.
Невозможно развить мужественность у годовалого младенца – ребенок не готов к этому психологически и недостаточно развит физически.
Во время формирования человека происходит периодическая смена процессов его роста и развития, напоминающая смену вертикального и горизонтального движения.
Период горизонтального роста, когда происходит аккумулирование знаний и навыков, сменяет стремительный вертикальный переход на новый уровень личностного развития и следующий за ним этап горизонтального роста, где человек адаптируется к новым условиям и возможностям.
Достигая своей наибольшей интенсивности в детстве, процессы роста человека замедляются с возрастом, а затем, по истечении определенного периода жизни начинают иметь ярко выраженный регрессивный характер. У большинства пожилых людей снижаются интеллектуальные способности, слабеет память, атрофируется часть мышечных тканей. Любопытно, что на фоне регресса психических и психологических способностей личностное развитие может продолжаться.
4 понятия “развития личности”
Являясь одной из ключевых тем практики современной психологии, понятие развития личности имеет различные трактовки, обусловленные, в частности, неразберихой в используемой терминологии.
Употребляемый различными специалистами термин «развитие личности», может подразумевать минимум четыре смысловых варианта, имеющих отношение к совершенно разным темам, а именно:
- Применяя выражение «механизмы и динамика развития личности», специалисты подразумевают развитие личностных качеств как процесс;
- Говоря о достижениях личности в своем развитии, обсуждают уровень личностного развития и его результативный итог;
- Обсуждая методы и средства, используемые для формирования из ребенка личности, затрагивают тему формирования личности;
- А рассуждая о формах самостоятельного развития личности человека, имеют в виду способы авторского самосовершенствования.
Обсуждение личностного развития как процесса затрагивает динамику этого явления и его механизмы.
В исследующей развитие личности теоретической психологии это понятие, ассоциируется с имеющим преимущественно естественный характер сложным процессом, составными частями которого могут быть:
- Учеба и тренировки;
- Осуществляемые детьми вместе с взрослыми действия;
- Полученные при разрешении внутренних противоречий знания;
- Формирование организма и психики.
Говоря о результатах личностного развития в первую очередь отвечают на вопросы, относящиеся к имеющим качественно новые характеристики новообразованиям, методам подтверждения результатов развития, а также о развитии личностей конкретных людей, сравнении их уровней и вершинах.
Самостоятельное личностное развитие – одно из наиболее интересных направлений современной теоретической психологии, убедительно доказывающей, что самосовершенствование человека возможно.
Человек может самостоятельно развивать свою личность и влиять на личностное формирование других людей и помочь ему в этом могут различные развивающие и совершенствующие личностные качества методики, разработка и внедрение которых относится к сфере деятельности специалистов по практической психологии.