Развитие критического мышления

Advertisement

Механизм, запускающий процесс критического мышления, можно интерпретировать как целеустремленное начало с саморегулирующим действием. Как только у человека появляется интерес, некое любопытство к предмету или объекту, он начинается активно мыслить, анализируя большой объем информации для нахождения того самого ядра знаний, которое сможет это любопытство удовлетворить.

Развитие критического мышления

Мышление – один из психических процессов, в основе которого лежит отражение действительности с последующим моделированием относительно индивидуального опыта.

Выделяют несколько видов мышления, одним из которых является мышление критическое. Оно предполагает умение строить логические выводы и принимать обоснованные решения.

Ежедневно каждый человек в процессе своей жизнедеятельности совершает подобные действия десятки раз. Однако ход событий зачастую искажается субъективными моментами восприятия.

Так, учителя воздействуют на механизм путем письма и чтения художественной литературы. Чтение – основной метод в любом возрасте. Грамотный педагог, да и родители, могут обучить ребенка основам эффективного чтения с элементами активного восприятия, анализа текста и возможного включения в личностный контекст. Важным условием в этом пункте является выбор информации, привлекшей особенное внимание и интерес читающего, но не полный текст произведения или статьи.

Подобная методика эффективна для людей любого возраста и может применяться как основной и вполне доступный метод развития критического мышления. Для того, чтобы процесс проходил более эффективно, необходима постоянная тренировка.

Процессы критического мышления

Перед человеком с развитым критическим мышлением, встают сразу несколько вопросов: «Что я знаю сейчас», «Что я могу узнать нового?», « Как меняются мои базовые знания?», «Что я могу сделать с новыми знаниями?».

В идеале процессы критического мышления включают:

  1. любознательность;
  2. лабильность;
  3. открытость;
  4. доверительное отношение;
  5. честность и благоразумие в суждениях;
  6. стремление к поиску результата.

Основы критического мышления можно охарактеризовать с точки зрения того, с каким успехом полученные теоретические знания могут быть реализованы на практике, т.е. в реальном мире с учетом индивидуального опыта и личностных качеств субъекта.

Как развить критическое мышление

Для того, чтобы развитие критического мышления проходило на должном уровне, уже в период школьного обучения необходимо формировать первые навыки и умения.

Кроме описанного и довольно распространенного метода развития критического мышления через эффективное чтение, существует ряд методик, разработанный учеными в области психологии:

“Мозговой штурм”

В основе методики – мнения каждого человека в группе людей. Ставится одна определенная задача. Каждый участник группы предлагает как можно больше вариантов ее решения. В итоге группа выбирает наиболее подходящий вариант. Подобная техника является командной и зачастую к такому приему прибегают в больших компаниях, где сотрудники стараются найти наиболее эффективные пути развития предприятия;

Ассоциативный куст

Также относится к групповым видам развития и предполагает нахождение максимально возможных ассоциаций с одним изначально данным словом.

Методики достаточно эффективны в плане развития не только критического мышления, но и групповой сплоченности. После того, как участники овладевают техниками работы в группе, может быть предложена работа в парах.

3 стадии развития критического мышления

Критическое мышление необходимо развивать и делать это можно не только во время групповых занятий, но и в индивидуальном порядке.

Выведена особая технология критического мышления, в основе которой лежат три фазы обучения, постепенно сменяющие друг друга:

Вызов

Основная цель этой фазы – вызвать у ученика интерес к теме.

Путем повышения внимания к предмету или объекту происходит повышение показателей когнитивной деятельности, в основе которой и лежит стремление к познанию.

На этом этапе роль педагога можно назвать пассивной, но в то же время и значительной, т.к. требуется внимание и наблюдение за поведением учеников.

На этой фазе происходит сбор максимально возможного объема информации и постановка вопросов, на которые далее будут даны ответы.

Осмысление

Эта фаза характеризуется подачей новой информации. Источником ее может быть педагог и сам ученик в форме самостоятельного изучения материала.

Стиль полдачи материала, качество и количество играют значительную роль. Недостаток или избыток перечисленных факторов могут сказаться на желании исследовать тему.

Стадия осмысления позволяет применить фильтр к поставленным на фазе вызова вопросам. Значительная часть из них отсеивается, а оставшиеся вопросы становятся более предметными.

Рефлексия

Стадия обратной связи, на которой ученики анализируют данными, обмениваются мнениями, приводят свою точку зрения.

Именно на данном этапе происходит соединение собственного опыта с новым, появившемся в процессе трех шагов, знанием.

Роль педагога заключается в наблюдении, которое может быть включенным, но все же предполагает предоставление ученикам возможности самостоятельной работы и переживания личностного опыта и внедрения новых знаний в индивидуальный план развития.

Некоторые выводы

Принято выделять виды критического мышления, которые не подходят под категорию «критического».

Однако суть классификации остается в том, что критическое мышление – это неизменно поиск здравого смысла. Но носит исключительно индивидуальный характер и требует самостоятельного поиска ответов на интересующие вопросы.

Педагог Д. Дьюи призывает науку отойти на обучения, в основе которого лежит накопительная система знаний, и сделать процесс познания проблемной средой, тем самым «заставив» учеников рассуждать и самостоятельно приходить к решению необходимых задач.

Формирование критического мышления – процесс естественный, но вместе с тем каждый человек может воздействовать на него.

Необходимость развивать критическое мышление встает перед современным человеком особенно остро. Большой поток информации, развитие коммуникативных связей, активные процессы познания сегодня требуют особых навыков и мыслительной деятельности в том числе.

Эффективность и успешность деятельности во многом зависит от умения анализировать информацию и применять её в индивидуальном плане путем включения в личностный потенциал и накопленный жизненный опыт.

О критическом мышлении – видео

Advertisement
0 0 votes
Рейтинг статьи
ИнтеллектКритическое мышлениеРазвитие критического мышленияРазвитие мышления
Комментарии ( 1 )
Комментировать
  • жанна

    спасибо! классно