Развитие критического мышления
Содержание статьи
Механизм, запускающий процесс критического мышления, можно интерпретировать как целеустремленное начало с саморегулирующим действием. Как только у человека появляется интерес, некое любопытство к предмету или объекту, он начинается активно мыслить, анализируя большой объем информации для нахождения того самого ядра знаний, которое сможет это любопытство удовлетворить.
Развитие критического мышления
Мышление – один из психических процессов, в основе которого лежит отражение действительности с последующим моделированием относительно индивидуального опыта.
Выделяют несколько видов мышления, одним из которых является мышление критическое. Оно предполагает умение строить логические выводы и принимать обоснованные решения.
Ежедневно каждый человек в процессе своей жизнедеятельности совершает подобные действия десятки раз. Однако ход событий зачастую искажается субъективными моментами восприятия.
Так, учителя воздействуют на механизм путем письма и чтения художественной литературы. Чтение – основной метод в любом возрасте. Грамотный педагог, да и родители, могут обучить ребенка основам эффективного чтения с элементами активного восприятия, анализа текста и возможного включения в личностный контекст. Важным условием в этом пункте является выбор информации, привлекшей особенное внимание и интерес читающего, но не полный текст произведения или статьи.
Подобная методика эффективна для людей любого возраста и может применяться как основной и вполне доступный метод развития критического мышления. Для того, чтобы процесс проходил более эффективно, необходима постоянная тренировка.
Процессы критического мышления
Перед человеком с развитым критическим мышлением, встают сразу несколько вопросов: «Что я знаю сейчас», «Что я могу узнать нового?», « Как меняются мои базовые знания?», «Что я могу сделать с новыми знаниями?».
В идеале процессы критического мышления включают:
- любознательность;
- лабильность;
- открытость;
- доверительное отношение;
- честность и благоразумие в суждениях;
- стремление к поиску результата.
Основы критического мышления можно охарактеризовать с точки зрения того, с каким успехом полученные теоретические знания могут быть реализованы на практике, т.е. в реальном мире с учетом индивидуального опыта и личностных качеств субъекта.
Как развить критическое мышление
Для того, чтобы развитие критического мышления проходило на должном уровне, уже в период школьного обучения необходимо формировать первые навыки и умения.
Кроме описанного и довольно распространенного метода развития критического мышления через эффективное чтение, существует ряд методик, разработанный учеными в области психологии:
“Мозговой штурм”
В основе методики – мнения каждого человека в группе людей. Ставится одна определенная задача. Каждый участник группы предлагает как можно больше вариантов ее решения. В итоге группа выбирает наиболее подходящий вариант. Подобная техника является командной и зачастую к такому приему прибегают в больших компаниях, где сотрудники стараются найти наиболее эффективные пути развития предприятия;
Ассоциативный куст
Также относится к групповым видам развития и предполагает нахождение максимально возможных ассоциаций с одним изначально данным словом.
Методики достаточно эффективны в плане развития не только критического мышления, но и групповой сплоченности. После того, как участники овладевают техниками работы в группе, может быть предложена работа в парах.
3 стадии развития критического мышления
Критическое мышление необходимо развивать и делать это можно не только во время групповых занятий, но и в индивидуальном порядке.
Выведена особая технология критического мышления, в основе которой лежат три фазы обучения, постепенно сменяющие друг друга:
Вызов
Основная цель этой фазы – вызвать у ученика интерес к теме.
Путем повышения внимания к предмету или объекту происходит повышение показателей когнитивной деятельности, в основе которой и лежит стремление к познанию.
На этом этапе роль педагога можно назвать пассивной, но в то же время и значительной, т.к. требуется внимание и наблюдение за поведением учеников.
На этой фазе происходит сбор максимально возможного объема информации и постановка вопросов, на которые далее будут даны ответы.
Осмысление
Эта фаза характеризуется подачей новой информации. Источником ее может быть педагог и сам ученик в форме самостоятельного изучения материала.
Стиль полдачи материала, качество и количество играют значительную роль. Недостаток или избыток перечисленных факторов могут сказаться на желании исследовать тему.
Стадия осмысления позволяет применить фильтр к поставленным на фазе вызова вопросам. Значительная часть из них отсеивается, а оставшиеся вопросы становятся более предметными.
Рефлексия
Стадия обратной связи, на которой ученики анализируют данными, обмениваются мнениями, приводят свою точку зрения.
Именно на данном этапе происходит соединение собственного опыта с новым, появившемся в процессе трех шагов, знанием.
Роль педагога заключается в наблюдении, которое может быть включенным, но все же предполагает предоставление ученикам возможности самостоятельной работы и переживания личностного опыта и внедрения новых знаний в индивидуальный план развития.
Некоторые выводы
Принято выделять виды критического мышления, которые не подходят под категорию «критического».
Однако суть классификации остается в том, что критическое мышление – это неизменно поиск здравого смысла. Но носит исключительно индивидуальный характер и требует самостоятельного поиска ответов на интересующие вопросы.
Педагог Д. Дьюи призывает науку отойти на обучения, в основе которого лежит накопительная система знаний, и сделать процесс познания проблемной средой, тем самым «заставив» учеников рассуждать и самостоятельно приходить к решению необходимых задач.
Формирование критического мышления – процесс естественный, но вместе с тем каждый человек может воздействовать на него.
Необходимость развивать критическое мышление встает перед современным человеком особенно остро. Большой поток информации, развитие коммуникативных связей, активные процессы познания сегодня требуют особых навыков и мыслительной деятельности в том числе.
Эффективность и успешность деятельности во многом зависит от умения анализировать информацию и применять её в индивидуальном плане путем включения в личностный потенциал и накопленный жизненный опыт.
спасибо! классно