Основы маркетинга

Advertisement

В этой статье мы разберем основы маркетинга. Информация важная как для бизнесменов, так и обычных потребителей. Ведь она касается увеличения прибыли компаний путем успешных продаж и удовлетворения потребностей каждого человека.

Продажи подразумевают не только торговлю какой-либо продукцией, но и других предложений на рынке: услуг, познаний, навыков, талантов. Следовательно, основы маркетинга – тема актуальная для всех.          

Что такое маркетинг

На сегодняшний момент существует около пятисот определений такого понятия как «маркетинг». При этом экономисты сходятся в одном: маркетинг является философией бизнеса и без него невозможна успешная деятельность предпринимателей.

В широком понимании маркетинг – это социально-управленческие процессы, направленные на планирование, воплощение замыслов, ценообразование, продвижение и реализацию продукции, услуг или идей через обмен, который удовлетворит нужды клиентов и бизнеса. Состоит из четырех позиций:

  • товара;
  • цены;
  • рекламы (продвижения);
  • месторасположения.

По своей сути маркетинг является сложным, структуризованным, поэтапно развивающимся процессом.

Существует такое понятие как маркетинговый цикл, заключающийся в:

  1. Проведении информационно-аналитического исследования, позволяющего управлять деятельностью рынка и в конце оценить результаты проведенной работы. Имеет цель понять поведение, желание, предпочтения потребителя и изучение деятельности конкурентов, а также рынка в условиях рыночной экономики.
  2. Разработке стратегий дальнейшей работы и текущем планировании.
  3. Разработке программы производства и продаж новых товаров.
  4. Формировании и использовании путей продвижения продукции к конечному потребителю (торговые посредники, дистрибьюторы).
  5. Организации рекламы для продвижения товаров и услуг.
Это интересно: Возникновение первых форм маркетинговой деятельности, в виде ценовой политики и рекламы, наблюдалось еще 7 тыс. лет назад в период возникновения рынка.

Стратегии маркетинга

Многочисленные маркетинговые инструменты в основе содержат типовые алгоритмы, которые используются в различных комбинациях и могут быть персонализированы под конкретную продвигаемую продукцию. Все они проверенные на практике и эффективные.

  1. Маркетинговые исследования. Необходимо проанализировать рынок, на котором будет осуществляться продвижение товаров и услуг. Специалисты изучают спрос и предложение на продукцию или опрашивают предполагаемых клиентов.
  2. Проведение анализа образования цен на исследуемых рыночных сегментах. На основании полученных данных уже можно формировать собственную ценовую политику.
  3. Изучение с последующим анализом действий конкурирующих организаций в данном рыночном сегменте.
  4. Производство продукции, которая будет отвечать потребностям покупателей.
  5. Действия по продвижению товаров или услуг.
Важно: К действенным методам по продвижению продукции относятся информационные. Наиболее эффективные из них: рекламная компания, акции, пропаганда, проведение консультаций.

Цели и функции

Целью маркетинга является удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли. Цивилизованный рынок предусматривает формирование экономического механизма, приводящего к получению прибыли, удовлетворяя спрос. Предприниматель в каждом случае должен ориентироваться на покупателей.

Маркетинг:

  • оптимизирует взаимный поиск продавцов и покупателей;
  • способствует стимуляции спроса путем формирования оптимального ценообразования и применения других рыночных инструментов;
  • призван ориентировать выпуск продукции на рыночные интересы.

Также маркетинг призван выполнять 5 функций:

  1. Аналитическую (исследовательскую). Первоначально необходимо проанализировать и оценить собственные возможности и возможности потенциальных конкурентов. Как правило, работа наугад результатов не приносит. Следует изучить все внешние и внутренние факторы, вкусы потребителей, ассортимент продукции.
  2. Производственную. Важно создать производственную базу, чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию. Необходимо разработать и освоить новые технологии, правильно организовать производство, закупить ресурсы, необходимые для работы. Продукт должен быть качественным, востребованным, не нарушать установленных стандартов.
  3. Контролирующую. Предусматривает планирование, налаживание информационного обеспечения, прогнозирование (включая форс-мажорные ситуации).
  4. Продажи. Заключаются в формировании ценовой и товарной политики, обеспечении продвижения товаров, услуг, в расширении спроса. 
  5. Инновационную. Разработка, создание новых товаров (услуг).

Классификация

Маркетинг классифицируется по многочисленным критериям. Перечислим наиболее популярные из них.

По спросу

Демаркетинг Характеризуется высоким спросом.
Задачи: снизить спрос
Необходимо: увеличить цену;
прекратить рекламную компанию;
ограничить доступность товара
Конверсионный Характеризуется отрицательным спросом.
Задача: повысить его
Необходимо:
заняться перевыпуском продукции;
снизить цену;
сменить, откорректировать стратегию продаж.
Стимулирующий Характеризуется невысоким спросом.
Задача: стимулировать его
Необходимо:
резко снизить цену при запуске товара в продажу;
проводить акции, дегустации.
Развивающий Происходит только формирование спроса, он носит скрытый характер.

Задача: сделать спрос не скрытым, а реальным.
Необходимо разработать продукцию (услуги), которые удовлетворят потребности клиентов.
Синхромаркетинг Наблюдается колебание спроса (сезонное и т.д.).
Задача: стабилизировать его.
Необходимо:
снизить цену на товар в неактивный период;
рекламировать скидки.
Ремаркетинг Происходит падение спроса.
Задача: активировать его.
Необходимо:
запустить новую рекламную компанию;
привлекать старых клиентов;
работать с целевой аудиторией
Поддерживающий Предложение соответствует спросу.
Задача: поддержать ситуацию
Необходимо:
проводить комплексную ценовую политику;
периодически рекламировать продукт
Противодействующий (обычно применяется на государственном уровне) Характеризуется наличием спроса.
Задача: снизить его
Необходимо:
увеличить цену на товар;
не рекламировать его;
ограничить доступность.
Важно: Отсутствие спроса на товар наблюдается при его неактуальности, потери своей ценности или неготовности рынка к появлению новой продукции или услуги.

Охват рынка

В зависимости от данного параметра маркетинг бывает:

  1. Массовым (недифференцированным). Предусматривает предложение продукта, предназначенного для всего рынка. Товар и маркетинговая программа привлекательные для большинства клиентов.  Обеспечивается экономия средств, цены на продукцию низкие. 
  2. Концентрированный. Продукция направлена на определенную группу покупателей. Оптимален для компаний, которые имеют ограниченные ресурсы. Несет в себе большие риски из-за возможного внезапного сокращения рыночного сегмента.
  3. Дифференцированным. Ориентация компании направлена на деятельность нескольких рыночных сегментов, проводится разработка отдельных предложений для каждого из них. Наиболее перспективный вид.

При дифференцированном маркетинге должна быть проведена оценка различных сегментов с учетом: размера и роста сегмента, привлекательности сектора, целей и ресурсов предприятия. На основании полученных данных проводится выбор наиболее подходящих для компании направлений.

Немного юмора: Маркетинг – это искусство продать три по цене двух там, где и одно-то было нафиг никому не нужно.

Маркетинг план

Маркетинговый план детализирует действия, относящиеся маркетинговой стратегии, которая должна быть реализована в будущем.

У маркетингового плана есть два уровня. Для тактического (операционного) – характерно краткосрочное планирование, для стратегического – долгосрочное планирование деятельности компании.  

Не следует путать маркетинговый и бизнес-план.

Так в маркетинговом плане описываются лишь направление проводимого маркетинга. Он является частью, часто существенной, бизнес плана – путеводителя всей работы предприятия.  

Структура маркетинг плана не требует обязательных составляющих. Но в любом случае, в нем необходимо:

  • проанализировать ситуацию на основе проведенных маркетинговых исследований;
  • описать цели компании, как долгосрочные, так и краткосрочные;
  • провести анализ бюджета и планируемых финансовых показателей;
  • определиться с оценкой и контролем за выполнением написанного.

В маркетинг плане также рекомендуется описать стратегию, тактику компании, описать продукт и его преимущества, поэтапный план выполнения поставленных задач.

Конечно, можно обойтись и без маркетинг плана. Но, именно он способен повысить эффективность компании, сделать продукцию востребованной, а клиентов – лояльными. В итоге увеличится прибыль, а это цель, к которой стремится каждый бизнесмен.

Ответьте в комментариях на следующие вопросы:

  1. Приходилось ли вам составлять маркетинг план?
  2. Как маркетинг Вам помогает в занятии бизнесом?
  3. Какую вы посоветуете литературу для более подробного изучения данного вопроса?
Advertisement
0 0 votes
Рейтинг статьи
БизнесБизнес-планМаркетингмаркетинг планпродажи