Содержание статьи
В этой статье мы разберем основы маркетинга. Информация важная как для бизнесменов, так и обычных потребителей. Ведь она касается увеличения прибыли компаний путем успешных продаж и удовлетворения потребностей каждого человека.
Продажи подразумевают не только торговлю какой-либо продукцией, но и других предложений на рынке: услуг, познаний, навыков, талантов. Следовательно, основы маркетинга – тема актуальная для всех.
Что такое маркетинг
На сегодняшний момент существует около пятисот определений такого понятия как «маркетинг». При этом экономисты сходятся в одном: маркетинг является философией бизнеса и без него невозможна успешная деятельность предпринимателей.
В широком понимании маркетинг – это социально-управленческие процессы, направленные на планирование, воплощение замыслов, ценообразование, продвижение и реализацию продукции, услуг или идей через обмен, который удовлетворит нужды клиентов и бизнеса. Состоит из четырех позиций:
- товара;
- цены;
- рекламы (продвижения);
- месторасположения.
По своей сути маркетинг является сложным, структуризованным, поэтапно развивающимся процессом.
Существует такое понятие как маркетинговый цикл, заключающийся в:
- Проведении информационно-аналитического исследования, позволяющего управлять деятельностью рынка и в конце оценить результаты проведенной работы. Имеет цель понять поведение, желание, предпочтения потребителя и изучение деятельности конкурентов, а также рынка в условиях рыночной экономики.
- Разработке стратегий дальнейшей работы и текущем планировании.
- Разработке программы производства и продаж новых товаров.
- Формировании и использовании путей продвижения продукции к конечному потребителю (торговые посредники, дистрибьюторы).
- Организации рекламы для продвижения товаров и услуг.
Стратегии маркетинга
Многочисленные маркетинговые инструменты в основе содержат типовые алгоритмы, которые используются в различных комбинациях и могут быть персонализированы под конкретную продвигаемую продукцию. Все они проверенные на практике и эффективные.
- Маркетинговые исследования. Необходимо проанализировать рынок, на котором будет осуществляться продвижение товаров и услуг. Специалисты изучают спрос и предложение на продукцию или опрашивают предполагаемых клиентов.
- Проведение анализа образования цен на исследуемых рыночных сегментах. На основании полученных данных уже можно формировать собственную ценовую политику.
- Изучение с последующим анализом действий конкурирующих организаций в данном рыночном сегменте.
- Производство продукции, которая будет отвечать потребностям покупателей.
- Действия по продвижению товаров или услуг.
Цели и функции
Целью маркетинга является удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли. Цивилизованный рынок предусматривает формирование экономического механизма, приводящего к получению прибыли, удовлетворяя спрос. Предприниматель в каждом случае должен ориентироваться на покупателей.
Маркетинг:
- оптимизирует взаимный поиск продавцов и покупателей;
- способствует стимуляции спроса путем формирования оптимального ценообразования и применения других рыночных инструментов;
- призван ориентировать выпуск продукции на рыночные интересы.
Также маркетинг призван выполнять 5 функций:
- Аналитическую (исследовательскую). Первоначально необходимо проанализировать и оценить собственные возможности и возможности потенциальных конкурентов. Как правило, работа наугад результатов не приносит. Следует изучить все внешние и внутренние факторы, вкусы потребителей, ассортимент продукции.
- Производственную. Важно создать производственную базу, чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию. Необходимо разработать и освоить новые технологии, правильно организовать производство, закупить ресурсы, необходимые для работы. Продукт должен быть качественным, востребованным, не нарушать установленных стандартов.
- Контролирующую. Предусматривает планирование, налаживание информационного обеспечения, прогнозирование (включая форс-мажорные ситуации).
- Продажи. Заключаются в формировании ценовой и товарной политики, обеспечении продвижения товаров, услуг, в расширении спроса.
- Инновационную. Разработка, создание новых товаров (услуг).
Классификация
Маркетинг классифицируется по многочисленным критериям. Перечислим наиболее популярные из них.
По спросу
Демаркетинг | Характеризуется высоким спросом. Задачи: снизить спрос | Необходимо: увеличить цену; прекратить рекламную компанию; ограничить доступность товара |
Конверсионный | Характеризуется отрицательным спросом. Задача: повысить его | Необходимо: заняться перевыпуском продукции; снизить цену; сменить, откорректировать стратегию продаж. |
Стимулирующий | Характеризуется невысоким спросом. Задача: стимулировать его | Необходимо: резко снизить цену при запуске товара в продажу; проводить акции, дегустации. |
Развивающий | Происходит только формирование спроса, он носит скрытый характер. Задача: сделать спрос не скрытым, а реальным. | Необходимо разработать продукцию (услуги), которые удовлетворят потребности клиентов. |
Синхромаркетинг | Наблюдается колебание спроса (сезонное и т.д.). Задача: стабилизировать его. | Необходимо: снизить цену на товар в неактивный период; рекламировать скидки. |
Ремаркетинг | Происходит падение спроса. Задача: активировать его. | Необходимо: запустить новую рекламную компанию; привлекать старых клиентов; работать с целевой аудиторией |
Поддерживающий | Предложение соответствует спросу. Задача: поддержать ситуацию | Необходимо: проводить комплексную ценовую политику; периодически рекламировать продукт |
Противодействующий (обычно применяется на государственном уровне) | Характеризуется наличием спроса. Задача: снизить его | Необходимо: увеличить цену на товар; не рекламировать его; ограничить доступность. |
Охват рынка
В зависимости от данного параметра маркетинг бывает:
- Массовым (недифференцированным). Предусматривает предложение продукта, предназначенного для всего рынка. Товар и маркетинговая программа привлекательные для большинства клиентов. Обеспечивается экономия средств, цены на продукцию низкие.
- Концентрированный. Продукция направлена на определенную группу покупателей. Оптимален для компаний, которые имеют ограниченные ресурсы. Несет в себе большие риски из-за возможного внезапного сокращения рыночного сегмента.
- Дифференцированным. Ориентация компании направлена на деятельность нескольких рыночных сегментов, проводится разработка отдельных предложений для каждого из них. Наиболее перспективный вид.
При дифференцированном маркетинге должна быть проведена оценка различных сегментов с учетом: размера и роста сегмента, привлекательности сектора, целей и ресурсов предприятия. На основании полученных данных проводится выбор наиболее подходящих для компании направлений.
Маркетинг план
Маркетинговый план детализирует действия, относящиеся маркетинговой стратегии, которая должна быть реализована в будущем.
У маркетингового плана есть два уровня. Для тактического (операционного) – характерно краткосрочное планирование, для стратегического – долгосрочное планирование деятельности компании.
Не следует путать маркетинговый и бизнес-план.
Так в маркетинговом плане описываются лишь направление проводимого маркетинга. Он является частью, часто существенной, бизнес плана – путеводителя всей работы предприятия.
Структура маркетинг плана не требует обязательных составляющих. Но в любом случае, в нем необходимо:
- проанализировать ситуацию на основе проведенных маркетинговых исследований;
- описать цели компании, как долгосрочные, так и краткосрочные;
- провести анализ бюджета и планируемых финансовых показателей;
- определиться с оценкой и контролем за выполнением написанного.
В маркетинг плане также рекомендуется описать стратегию, тактику компании, описать продукт и его преимущества, поэтапный план выполнения поставленных задач.
Конечно, можно обойтись и без маркетинг плана. Но, именно он способен повысить эффективность компании, сделать продукцию востребованной, а клиентов – лояльными. В итоге увеличится прибыль, а это цель, к которой стремится каждый бизнесмен.
Ответьте в комментариях на следующие вопросы:
- Приходилось ли вам составлять маркетинг план?
- Как маркетинг Вам помогает в занятии бизнесом?
- Какую вы посоветуете литературу для более подробного изучения данного вопроса?