Содержание статьи
Давайте разберемся, как надо общаться с детьми, и какой стиль общения лучше выбрать, воспитывая ребенка.
Правильно выбранный стиль общения с детьми, как в семье, так и в образовательных учреждениях будет способствовать развитию полноценной личности и не доставит никакого дискомфорта ребенку. Ведь успешность и эмоциональная зрелость человека зависит не только от врожденных способностей, экономического положения семьи, расы, пола, но и от методов воспитания в детстве и подростковом возрасте.
Стили общения с детьми в семье
Как правило, родители, несмотря на любовь, даже не подозревают, что их стиль общения с ребенком негативно сказывается на его психологическом состоянии и только вредит.
Из существующих стилей общения с ребенком можно выбрать наиболее популярные.
Либеральный стиль общения или вседозволенность
Вседозволенность – это не признак любви к ребенку и может привести к проблемам, не только в зрелом возрасте, но и при общении со сверстниками.
В таких случаях ребенок позволяет себе слишком много, впадает в различные крайности, четкие границы и правила поведения отсутствуют. Избалованное чадо становится кумиром в семье, не признает слово «нельзя», при этом родители воспринимаются как «обслуживающий персонал». Такие дети конфликты, упрямы и эгоистичны. Адаптация их в учебных учреждениях и среди сверстников затруднена.
В качестве альтернативы вседозволенности можно выделить свободу выбора, которой должны обладать даже крохи. Она подразумевает наличие в семье определенных правил поведения, и запретов, которым должны следовать и родители. При таком отношении человек с раннего возраста начинает осознавать всю ответственность за свое поведение.
В процессе воспитания родителям нельзя:
- Допускать манипуляций со стороны своего отпрыска. Торг, ни в каком случае, не уместен.
- Приносить себя в жертву. Ребенок вполне может справиться с некоторыми обязанностями по дому самостоятельно или помочь родителям.
- Обожать малыша до фанатизма. Он не может быть центром внимания и должен осознавать, что у родителей могут быть другие интересы.
Детей необходимо учить состраданию, участию, заботе. Они должны понять, что в жизни важно не только брать, но и делиться.
Отчуждение
Отчуждение также относится к стилям общения. Это когда родители игнорируют, мало общаются, не интересуются развитием ребенка, не пытаются его «увидеть», «услышать», держат на определенной психологической дистанции.
Малыш начинает себя чувствовать отверженным, одиноким, неуверенным, никому не нужным. У него не ладятся отношения со сверстниками и взрослыми.
В результате формируется несчастный, обиженный, замкнутый и часто агрессивный человек.
Как правило, для заполнения эмоциональной пустоты, подросток старается найти поддержку вне семьи. Хорошо, если он начнет общаться с неравнодушными взрослыми или найдет настоящих друзей. Гораздо хуже, если он попадет в плохую компанию, станет алкоголиком, наркоманом или преступником.
Обычно, такое отношение наблюдается в неблагополучных семьях или при разводе родителей.
Гиперопека
Гиперопекой (гиперпротекцией) называют чрезмерную заботу о ком-либо. При этом чувство сопереживания другому человеку отсутствует, родители просто пытаются побороть только свои комплексы.
Взрослые предпринимают все усилия для ограждения малыша даже от малейшего риска, любой опасности (как правило, не существующей), не отпускают его далеко от себя. Родители пытаются подстроить поведение ребенка под свои ощущения и настроение, не задумываясь о пользе своего поведения.
Создается такая ситуация, что дети лишаются право выбора и должны следовать готовому, единственному решению, навязанному извне. Они становятся:
- беспомощными, неспособными справиться даже с незначительными проблемами;
- зависимыми от других людей;
- робкими, закомплексованными, инфантильными;
- несчастными.
Взрослые члены семьи должны осознать наличие проблемы и предоставить право своему малышу на свою жизнь и совершение ошибок.
Авторитаризм
Авторитарное отношение не подразумевает отсутствия любви, но сопровождается грубым обращением, возможностью физических наказаний, если поведение отпрыска не соответствует родительским правилам.
При этом, дети:
- обеспечены всем самым лучшим: едой, одеждой, образованием;
- должны строго придерживаться определенных требований и слушать родителей, выводы которых основываются на жизненном опыте;
- считаются в семье вполне разумными существами, с которыми никто не сюсюкает, а все общаются на равных;
- никогда не слышат похвалы, зато прекрасно осведомлены о каждой своей ошибке.
В результате воспитания в очень узких границах вырастает неуверенный в себе, запуганный человек или, наоборот, агрессивный, грубый, склонный к тревожности и депрессивным состояниям.
Вышеперечисленные стили общения не приемлемы для формирующейся личности и негативно влияют на будущую жизнь еще маленького человека.
5 принципов правильного общения
Наиболее приемлемым стилем общения в семье считается демократический, который основывается на пяти принципах:
- Ребенок имеет право на свое мнение, которое учитывается при обсуждении различных вопросов. Его воспринимают как полноценную личность.
- Запреты отсутствуют, но при этом разъясняются результаты каждого действия.
- Физическая сила никогда не применяется, действуют убеждения, договоренности, обсуждения.
- Дети могут высказывать свои требования наравне со старшими членами семьи.
- Объясняется причина каждого требования. Гораздо лучше звучит: «Если долго сидеть у компьютера будет плохое зрение. Пора выключать монитор», чем «Быстро выключай компьютер, хватит играть».
При таком отношении дети растут в любви, теплоте, внимании, уважении и привязанности при наличии определенных границ в поведении, а также:
- готовы к принятию самостоятельных решений;
- способны оценить свои действия и поступки;
- дисциплинированы;
- уверены в своих силах;
- отлично учатся, любознательные;
- общительны, имеют много друзей.
Как правило, в реальности существует сразу несколько стилей общения с ребенком в семье. Его отношения могут по-разному складываться с отцом, матерью, бабушками и дедушками.
Педагогические стили общения
Педагогический стиль общения в учебных учреждениях может проявляться следующими видами отношения к обучающимся:
- устойчивым отрицательным – преподаватель груб, постоянно унижает и оскорбляет учеников, что противоречит нормам профессиональной этики;
- пассивным положительным – учитель излишне требователен, стремится построить формальные деловые отношения. Применение официального тона и низкое эмоциональное взаимодействие препятствует творческому развитию детей;
- ситуативно-негативным – отношение педагога к детям постоянно варьируется. Оно находится в зависимости от настроения. Ученики при этом становятся замкнутыми и недоверчивыми;
- активным положительным, которое считается наиболее оптимальным. Педагог помогает ученикам, пытается заинтересовать своим предметом, что приводит к эффективному сотрудничеству.
Педагоги должны избегать авторитарного и либерального стиля общения с детьми.
- Авторитарный стиль. Педагог лично занимается решением важных вопросов, связанных с детским коллективом, постановкой целей и организацией контроля. При этом результаты подвергаются только его субъективной оценке. Результатом властного стиля, диктаторства и опеки являются явные и скрытые протестные настроения в детском коллективе.
- Либеральный стиль. Педагог равнодушен и не заинтересован в развитии детей. Он даже не пытается проявить себя как воспитатель и занимается только формальным выполнением своих обязанностей. Такое общение с учениками приводит к падению его авторитета, потере контроля над воспитанниками, отсутствию дисциплины.
Выбор учителем демократического стиля способствуют развитию в детях активности, самостоятельности и считается наиболее продуктивным и благоприятным.
Каждому родителю необходимо проанализировать свой стиль общения со своим малышом и попытаться исправить свои недостатки. Чем раньше это сделать, тем лучше.
Не всегда следует ругать детей за низкие оценки, плохое поведение и принимать сторону преподавателя. Возможно это результат не лени и глупости обучающегося, а неправильно подобранного с ним стиля общения.