Содержание статьи
Многие думают, что для того, чтобы создать стартап достаточно только идеи. Но по мере продвижения по пути создания компании, вы также будете решать вопросы связанные с командой и ее мотивацией, с компанией и ее клиентами и другие. В этой статье вы найдете советы для стартаперов по всем этим пунктам.
Советы для стартаперов
Эти советы помогут стартаперам избежать тех ошибок, которые могут возникнуть на начальном этапе создания компании.
Идея
- Придумайте то, чего люди хотят.
- Будьте неутомимо изобретательны.
- Постоянно думайте о качестве продукта.
- В сегодняшнем мире, где компании так часто меняют курс, хороших идей не хватает. Стоит потратить время и придумать хотя бы одну такую.
- Советы, которые вам будут давать, часто будут противоречить друг другу во всем, кроме одного: «Разработайте отличный продукт». Это значит, что по большинству вопросов можно сделать и так, и эдак, это на самом деле не очень важно. Просто примите какое-то решение и работайте дальше. Продукт, годный для рынка – вот что важно. Вы можете позволить себе – и наверняка сделаете – массу ошибок.
- В стартапах очень сложно, чем бы вы ни занимались. Так почему бы тогда не взяться за какую-то действительно большую возможность?
- Лучше принять решение и ошибиться, чем увиливать от ответа.
- Проще продавать болеутоляющее, чем витамины.
- Многие прекрасные идеи сначала кажутся глупыми или плохими. Нужна идея на пересечении «кажется плохой идеей» и «является хорошей идеей».
Команда
- Нанимайте умных и эффективных людей, приверженных делу.
- Очень много общайтесь с командой. Почему-то большинство предпринимателей делают это плохо. Прозрачность – это важно.
- Отличная команда и отличный рынок одинаково важны. Нужно и то, и другое, а спорить о том, что важнее, просто глупо.
- Нанимайте медленно, увольняйте быстро. Найм – самая важная ваша работа. На нее должно уходить не меньше трети времени.
- Иногда задумывайтесь, почему этот 20-й человек придет в вашу компанию.
- Нанимайте друзей и друзей ваших друзей. Отдайте все, чтобы они к вам пришли. Бывают и другие нормальные источники кадров, но от внешних рекрутеров я всегда получал плохие результаты.
- Способности обычно важнее опыта.
- Нанимайте людей, которых вы можете описать как животных того или иного вида.
- Бездельники – это нормально.
- Не позволяйте продавцам руководить компанией. Но научитесь продавать продукт.
- Не нанимайте профессиональных менеджеров на раннем этапе.
- Каждый, кто слишком часто говорит слово «процесс», должен вызывать у вас подозрение.
- Роль совета директоров – советовать и давать согласие. Если CEO не может сформулировать внятную стратегию и пытается добиться её от совета директоров, обычно это кончается катастрофой.
- От членов совета директоров без права решающего голоса обычно одна головная боль.
- Хорошие инвесторы стоят разумной премии.
- Пусть у инвесторов будет чем заняться.
- Лучше несколько увлеченных инвесторов, чем много поверхностно интересующихся вами.
- Проводите собрания сотрудников хотя бы раз в неделю.
- Найдите наставника, который научит вас руководить.
- Подавайте другим пример.
- Делитесь результатами (финансовыми и ключевыми показателями) со всеми сотрудниками каждый месяц.
Компания
- Организация должна быть как можно более плоской.
- Журналистам нравится общаться напрямую с создателями компаний. Если вы нанимаете пиарщиков, не давайте им контролировать все контакты с прессой.
- Добейтесь регулярного операционного ритма: короткие проекты и регулярный выпуск чего-то нового.
- Если основателей вашей компании больше волнует то, что они основатели, чем сама компания, лучше найдите себе другую компанию.
- Вам нужно добиться высокого качества исполнения: гораздо больше людей с хорошими идеями, чем людей, готовых засучить рукава и сделать дело.
- Обустройте правильный офис. Для совсем маленькой компании это квартира или дом.
Цель и мотивация
- Задайте для компании ясную, понятную стратегию будущего. И пусть в эту миссию поверят ваши люди.
- Сосредоточьтесь, не старайтесь делать сразу много всего. Вас должно заботить качество исполнения.
- Будьте внушительны – вас должно быть нелегко столкнуть с пути.
- Поставьте перед компанией цели и мотивируйте людей их добиваться.
- Всегда хвалите хорошую работу.
- Отмечайте победы вашей компании. На большие вехи заказывайте специальные футболки.
- Научитесь оставаться оптимистом, даже когда ваш мир распадается на части.
- В очень плохие дни помните, что завтра будет лучше: ведь сильно хуже уже трудно представить!
- Высыпайтесь и занимайтесь спортом.
- Все стартапы хоть раз да терпят большой облом. Двигайтесь дальше
- Оставайтесь небольшими и проворными.
Действия
- Каждый день ведите список необходимых дел. Вверху запишите одну-две больших задачи, над которыми вы хотите поработать.
- Пишите код, общайтесь с пользователями и стройте компанию (нанимайте лучших людей, создавайте правильную культуру, ищите деньги, добивайтесь сделок и т.п.). Остальное, чем часто занимаются предприниматели – по большей части пустая трата времени.
- Вы делаете то, что можете измерить.
- Двигайтесь быстро. Скорость – одно из главных ваших преимуществ перед большими компаниями.
- Набранная скорость крайне важна, не теряйте её.
- Устраняйте то, что вас отвлекает.
- В сложных ситуациях садитесь на самолет. Личная встреча всегда лучше, чем телефон или скайп.
- Большинство вещей не так уж рискованны, какими они кажутся.
- С подозрением относитесь к любой работе, которая не связана с разработкой продукта или привлечением клиентов.
- Когда вы составляете для кандидата предложение о работе, там должна быть табличка, показывающая, сколько при разных сценариях могут стоить акции, которые вы выделяете новым сотрудникам.
Клиенты
- Напрямую общайтесь со своими клиентами.
- Обслуживание клиентов должно быть устроено отлично.
- Лучше иметь немного пользователей, которые обожают ваш продукт, чем массу пользователей, которым он вроде как нравится.
- Покупать пользователей – дело сомнительное.
Инвестиции и деньги
- Будьте экономны.
- Пусть зарплаты будут низкими, а акции – дорогими.
- Не забывайте зарабатывать деньги.
- Привлекайте чуть больше денег, чем, как вам кажется, вам понадобится.
- Привлекайте деньги на ясных условиях.
- Инвесторам нравятся компании, которые нравятся другим инвесторам.
- Следите за деньгами на счету – они не должны кончаться.
Конкуренция
- Вы можете победить конкурентов лучшим продуктом, лучшей ценой или лучшими потребительскими впечатлениями.
- Когда вы занимаетесь сделкой – привлекаете деньги, пытаетесь вступить с кем-то в партнерство и т.д. – очень важно создать конкурентную ситуацию.
Успех
- Чтобы преуспеть, нужно быть до безумия преданным делу.
- Не создавайте стартап, если вы не готовы работать над ним хотя бы десять лет.
- Можно создавать ценность за счет инновационных прорывов, за счет постепенной шлифовки продукта или за счет сложной координации. Хорошие компании обычно добиваются двух из этих пунктов. А лучшие компании – всех трех.
- Если вы меняете курс, делайте это полноценно и с убежденностью. Самое худшее – попытаться сделать что-то новое, оставив что-то старое (хотя, конечно, трудно убивать собственных детей).
- Успех стартапа обычно измеряется по принципу зачет/незачет. Главное, о чем надо волноваться – это пройти зачет, а не о том, насколько еще размоется ваш пакет акций.
- Иногда можно добиться успеха чисто благодаря силе воли.
- Самые лучшие стартапы – в том или ином смысле исключения из правила. Все перечисленные правила, вероятно, можно нарушать – хотя и не все одновременно.