Как научиться говорить нет


Для многих людей отказать другому человеку в его просьбе является невыполнимой задачей. Причиной для таких страхов служит боязнь обидеть человека, невозможность попросить что-либо самому или нежелание портить отношения. Следует отбросить подобные стереотипы и научиться говорить нет на неуместные или неприятные просьбы.

Какие мысли возникают у окружающих, если человек всегда соглашается с чужим мнением? Это говорит о том, что он бесхарактерный и безотказный, а значит его можно использовать в своих интересах, не получив в ответ даже толики возражения. Частенько, таких людей называют «тряпка», «подлиза». Это неприятные слова, поэтому вряд ли кто-то желает услышать их в свой адрес.

Как научиться говорить нет

Почему мы не можем сказать «нет»

Причины безотказного поведения, как и многие другие проблемы психологического плана, берут свое начало в детстве. Часто родители, желая видеть своего ребенка исключительно послушным и воспитанным, заставляют чадо совершать поступки, которые ему не нравятся. Впоследствии у ребенка формируются причинно-следственные связи между беспрекословным подчинением и получением взамен любви.

Но в такой ситуации, ребёнок растит в себе уверенность в том, что он будет любим настолько же, насколько хорошим его сочтут. Невозможность отказать в чём-либо приводит к разрушению самооценки, а затем и к огромным проблемам в жизни уже повзрослевшего человека. Особенно «подливает масло в огонь» общественная уверенность в том, что здоровый эгоизм – это плохо. Таким образом, многие люди бояться и страдают от собственной беспомощности.

Самое невероятное, что и психологи могут учить людей тем же «истинам». Взять даже знаменитого Д. Карнеги, который заявлял, что влиться в общество можно лишь с помощью преклонения пред ним, а не с помощью реализации самого себя и своих идей, планов, мечтаний. Вероятно, такой совет нужно использовать лишь в малых дозах и, опять же, себе на пользу, но не злоупотреблять подобными действиями. Полное самопожертвование сделает из человека пустое место, которое уже не вспомнит, что ему интересно и какие у него есть желания.

Читайте далее:  Развитие человека, как личности

Проблемы безотказных людей


У людей, не способных говорить «нет», множество проблем. К своим собственным жизненным трудностям, как правило, добавляются проблемы других людей, которые необходимо решить по чьей-то просьбе. Трудности накапливаются, загоняя личность в ловушку, из которой практически невозможно выбраться, так как окружающие не захотят отказаться от услуг бесхребетного человека.

Психологи подчеркивают, что полностью отказаться помогать людям — не выход из ситуации. Умеренный альтруизм делает жизнь общества лучше, а существование человека приобретает социальный смысл. Но при этом необходимо оценивать и свои желания, которые не должны оказываться на последнем месте. Жизнь не должна проходить в попытках решать чужие проблемы. Подобное существование не приносит личности никакой радости. Только золотой баланс позволит человеку гармонично существовать внутри общества.

Способы научиться говорить «нет»


Психологи рекомендуют безотказным людям грамотно мотивировать себя. Необходимо найти цель в жизни, научиться жить осознанно, а не инерционно говорить «да». Революционные изменения потребуют времени и сил, не все будет получаться сразу, так как окружающие явно не захотят терять безотказного приятеля. Давление со стороны неизбежно. Но существуют определенные правила, позволяющие сказать «нет» доступно и просто.

Обоснование отказа

Порой, сказать честно о причине отказа сложнее всего. Следует объяснить человеку, почему его просьба не может быть удовлетворена. Честный ответ часто располагает собеседника к тому, кто отказывает. Если человек слышит не грубое «НЕТ», а краткий и конструктивный отказ – об обиде или неприязни не может быть и речи. Не стоит волноваться по поводу реакции собеседника. Если он просит о заведомо сложной ситуации, отказ заранее прогнозируется.

Предложение альтернативного варианта

Можно отказать в просьбе, но предоставить человеку альтернативные варианты решения его проблемы. Люди ценят, когда другим не все равно на их проблемы. Даже если решение проблемы так и не найдено, человек останется приятно тронут вниманием и соучастием. Попытка помощи не менее важна, чем сама помощь. Близкие люди это оценят.

Читайте далее:  Развитие коммуникабельности

Решительность в отказе

Не стоит агрессивно обрывать человека на полуслове, но и неуверенность в отказе нежелательна. Просящий должен понять, что его просьба не может быть удовлетворена по ряду причин. Твердое «нет» лучше ненужной десятиминутной беседы с отговорками, враньем, и неудобными диалогами. Люди ценят откровенность и прямолинейность. Персональный комфорт важнее всего. Если появляется значительное неудобство при выполнении чьей-либо просьбы – зачем соглашаться на заведомый дискомфорт?

Важность интуиции

Существуют люди, которые любят делегировать обязанности другим и не принимать на себя ответственность. Это может проявляться в различных моментах: от мелких поручений до крупных просьб. Помогать таким друзьям и знакомым нужно только в случае крайней нужды. Если человек может сам справиться со своими проблемами – стоит прямо об этом сказать. Если такой ответ чреват потерей друга, значит, человек им лишь притворялся.

Важность характера

Большинство людей ощущают слабость оппонента и пытаются доминировать на подсознательном уровне. Необходимо четко установить рамки помощи друзьям и знакомым, которые легко поддерживать. Люди не смогут манипулировать чувствами уверенного и решительного человека. Просьбы посторонних заканчиваются там, где начинается персональная зона комфорта.

Услуга за услугу

Если просящий хочет получить некую выгоду – стоит попросить что-либо взамен. Общение и любая деятельность должна строиться на равноценной выгоде (услуга, обратная помощь в определенных вопросах, подарок и т.д.). При наличии мотивации, многие просьбы становятся выполнимыми. Следуя ряду простых правил, можно значительно облегчить общение с людьми и научиться избегать навязчивых просьб и рутинных дел.

Резюме

  • Говорить слово «нет» нужно крайне спокойно, не показывая раздражительности или злости от поступившей просьбы. Нервозность выдаст неуверенность личности в своем поступке;
  • Не нужно оправдывать свой поступок. Лишние аргументы дают «козыри» окружающим, которые попытаются их использовать в качестве контраргументов;
  • Можно предложить людям альтернативные пути решения их проблем. Таким образом, снять ответственность;
  • И, наконец, твердость решения и ответов заставит окружающих окончательно осознать, что безответная личность изменилась, приобретя твердость характера.

Читайте также:

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о




Оцените, насколько данная статья была Вам полезна:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...