Развитие критического мышления

Для того, чтобы развитие критического мышления проходило на должном уровне, уже в период школьного обучения необходимо формировать первые навыки и умения.


РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Развитие критического мышления

Мышление – один из психических процессов, в основе которого лежит отражение действительности с последующим моделированием относительно индивидуального опыта.

Выделяют несколько видов мышления, одним из которых является мышление критическое. Оно предполагает умение строить логические выводы и принимать обоснованные решения. Ежедневно каждый человек в процессе своей жизнедеятельности совершает подобные действия десятки раз. Однако ход событий зачастую искажается субъективными моментами восприятия.

Так, учителя воздействуют на механизм путем письма и чтения художественной литературы. Чтение – основной метод в любом возрасте. Грамотный педагог, да и родители, могут обучить ребенка основам эффективного чтения с элементами активного восприятия, анализа текста и возможного включения в личностный контекст. Важным условием в этом пункте является выбор информации, привлекшей особенное внимание и интерес читающего, но не полный текст произведения или статьи.

Подобная методика эффективна для людей любого возраста и может применяться как основной и вполне доступный метод развития критического мышления. Для того, чтобы процесс проходил более эффективно, необходима постоянная тренировка.

Критическое мышление: что это такое?

Механизм, запускающий процесс критического мышления, можно интерпретировать как целеустремленное начало с саморегулирующим действием. Как только у человека появляется интерес, некое любопытство к предмету или объекту, он начинается активно мыслить, анализируя большой объем информации для нахождения того самого ядра знаний, которое сможет это любопытство удовлетворить.

Перед человеком, мышление которого критически развито, встают сразу несколько вопросов: «Что я знаю сейчас», «Что я могу узнать нового?», « Как меняются мои базовые знания?», «Что я могу сделать с новыми знаниями?».

В идеале процессы критического мышления включают:

  1. любознательность;
  2. лабильность;
  3. открытость;
  4. доверительное отношение;
  5. честность и благоразумие в суждениях;
  6. стремление к поиску результата.

Основы критического мышления можно охарактеризовать с точки зрения того, с каким успехом полученные теоретические знания могут быть реализованы на практике, т.е. в реальном мире с учетом индивидуального опыта и личностных качеств субъекта.

Как развить критическое мышление

Кроме описанного и довольно распространенного метода развития критического мышления через эффективное чтение, существует ряд методик, разработанный учеными в области психологии:

  • Мозговой штурм. В основе методики – мнения каждого человека в группе людей. Ставится одна определенная задача. Каждый участник группы предлагает как можно больше вариантов ее решения. В итоге группа выбирает наиболее подходящий вариант. Подобная техника является командной и зачастую к такому приему прибегают в больших компаниях, где сотрудники стараются найти наиболее эффективные пути развития предприятия;
  • Ассоциативный куст. Также относится к групповым видам развития и предполагает нахождение максимально возможных ассоциаций с одним изначально данным словом.

Методики достаточно эффективны в плане развития не только критического мышления, но и групповой сплоченности. После того, как участники овладевают техниками работы в группе, может быть предложена работа в парах.


КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ


Технология критического мышления

Критическое мышление необходимо развивать и делать это можно не только во время групповых занятий, но и в индивидуальном порядке.

Как развить критическое мышление? Выведена особая технология критического мышления, в основе которой лежат три фазы обучения, постепенно сменяющие друг друга:

  • Вызов. Основная цель этой фазы – вызвать у ученика интерес к теме. Путем повышения внимания к предмету или объекту происходит повышение показателей когнитивной деятельности, в основе которой и лежит стремление к познанию. На этом этапе роль педагога можно назвать пассивной, но в то же время и значительной, т.к. требуется внимание и наблюдение за поведением учеников. На этой фазе происходит сбор максимально возможного объема информации и постановка вопросов, на которые далее будут даны ответы.
  • Осмысление. Эта фаза характеризуется подачей новой информации. Источником ее может быть педагог и сам ученик в форме самостоятельного изучения материала. Стиль полдачи материала, качество и количество играют значительную роль. Недостаток или избыток перечисленных факторов могут сказаться на желании исследовать тему. Стадия осмысления позволяет применить фильтр к поставленным на фазе вызова вопросам. Значительная часть из них отсеивается, а оставшиеся вопросы становятся более предметными.
  • Рефлексия. Стадия обратной связи, на которой ученики анализируют данными, обмениваются мнениями, приводят свою точку зрения. Именно на данном этапе происходит соединение собственного опыта с новым, появившемся в процессе трех шагов, знанием.

Роль педагога заключается в наблюдении, которое может быть включенным, но все же предполагает предоставление ученикам возможности самостоятельной работы и переживания личностного опыта и внедрения новых знаний в индивидуальный план развития.

Виды критического мышления

Принято выделять виды критического мышления, которые не подходят под категорию «критического». Однако суть классификации остается в том, что критическое мышление – это неизменно поиск здравого смысла. Но носит исключительно индивидуальный характер и требует самостоятельного поиска ответов на интересующие вопросы.

Педагог Д. Дьюи призывает науку отойти на обучения, в основе которого лежит накопительная система знаний, и сделать процесс познания проблемной средой, тем самым «заставив» учеников рассуждать и самостоятельно приходить к решению необходимых задач.

Формирование критического мышления – процесс естественный, но вместе с тем каждый человек может воздействовать на него. Необходимость развивать критическое мышление встает перед современным человеком особенно остро. Большой поток информации, развитие коммуникативных связей, активные процессы познания сегодня требуют особых навыков и мыслительной деятельности в том числе.

Эффективность и успешность деятельности во многом зависит от умения анализировать информацию и применять ее в индивидуальном плане путем включения в личностный потенциал и накопленный жизненный опыт.


Критическое мышление — видео


Оценка: 5,00 (голосов: 4)
Загрузка...
Просмотров: 3 676

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *